Осенью 1990 года в Братске состоялась первая (и по сей день единственная) выставка эротического фото, где приняли участие местные мастера. Экспозиция, кстати, побывала не только в нашем городе, но и в Усть-Илимске, Железногорске-Илимском и Нижнеудинске. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..." Именно о них идет речь в интервью с одним из участников выставки Геннадием Тарасковым.
Корр.: - Видимо, можно не спрашивать, что стало катализатором выставки. Начало 90-х: работы Дыхявичюса в "Собеседнике". "Кама сутра" в бумажных переплетах... Я все перечислил или что-то еще осталось за кадром?
Г.Т.: - При нашем провинциализме нужны были не "Кама сутра" и Дыхявичюс, а разрешение горкома. Нам сказали: «Ребята, а почему бы вам не сделать?» И мы ответили: «Оправдаем доверие!»
Корр.: - У меня та выставка ассоциируется с ленинским: "Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа". Если не ошибаюсь, в ней приняли участие человек от силы, пять-шесть?
Г.Т.: - Да, все вертелось вокруг нашего фотоклуба. Там собирались люди, которые были готовы что-то делать, заведомо зная, что материального вознаграждения не будет. Все держалось на диком энтузиазме. Работали над экспозицией Альфонсас Унискаускас, Женя Подоплелов, Володя Короп, Леша Казаков, Коля Сухин. Самым зацикленным из нас был Подоплелов. Рвался человек работать, ему это было интересно. Как говорится, творческая ненасытность…
Корр.: - Сейчас сделать такую работу легко. Есть школы моделей "Ева" и "Жанетт", приди туда - и все будет о'кей. А насколько трудно тогда было найти модель, работать с ней?
Г.Т.: - В общем-то, любой желающей поучаствовать мы давали зеленую улицу. А работа... Сравню это с детством: суешь пальчик в розетку и не знаешь, что будет. Так было и здесь: мы совали пальчики в розетку и не знали, что из этого выйдет. Мы испытывали деревенскую застенчивость. Она-то все и определяла. У каждой желающей сняться приходилось спрашивать, как именно она готова сниматься, что можно показать, а что нет. Все снимки демонстрировались с ведома моделей, и с их письменного разрешения. Зачастую модель требовала: эту фотографию в Братске нельзя показывать, потому что я здесь живу, и должна выглядеть паинькой... Другой нюанс: работа моделей практически не оплачивалась. Конечно, каждой из девушек говорилось, что выставка будет коммерческая, и в перспективе будут какие-то денежки…
Если были какие-то разумные финансовые пожелания, мы их удовлетворяли. Иное дело - творчество. Здесь нужно было от чего оттолкнуться…
Корр.: - Да, помню тогда из рук в рук передавали чешские журналы "Фото-ревю", pижскую газету "Советская молодежь"...
Г.Т.: - В любом деле нужен какой-то уровень. Наш уровень был нулевой. Сделать, как там, интересно, но архисложно. А, пожалуй, даже и не нужно. Мы все были скованы тем, что негде было снимать. Ты же помнишь: несколько кресел, черный задник... Тут, как ни напрягай фантазию, много не выдумаешь. А вывезти модель на природу - это были такие проблемы, такие заморочки!
Корр.: - Вопрос из разряда некорректных: снимается эротическое фото. Ты - и рядом барышня в чем мать родила. Грешные мысли не посещали?
Г.Т.: - И близко не было. Волновало другое: свет, экспозиция, аппаратура, точка съемки, что ты видишь в объективе...
Корр.: - Бог уже с ней, с вашей кухней, поговорим об итогах выставки. Честно говоря, я тогда ждал эффекта взорвавшейся бомбы. Сибирь, провинция, Советская власть на дворе, а тут мужики - на тебе, обнаженку наснимали. Ho взрыва, не было. Почему?
Г.Т.: - Ну, во-первых, мы же не южные ребята: нет той экзальтации. Все это переварилось спокойнее. Во-вторых, там не было шокирующих работ. Не было и фотографий, про которые можно было сказать: о, вот эту я знаю! Вызова общественному мнению не было. Все, как раз хотели, чтобы выставка прошла как можно спокойнее.
Ощутимых результатов добился Подоплелов: у него были заказчики из немецких, по-моему, журналов, и он получил какую-то валюту... Я в какой-то момент позавидовал. Но это вполне нормально: он больше остальных был погружен в это дело.
В самом начале комсомол грозился дать приз за лучший снимок: путевку куда-то за рубеж для фотографа и модели. Потом выяснилось, что путевка будет, но за нее придется платить. Сам понимаешь, ну что это за приз...
На снимках: Г. Тарасков, картинка с выставки