ХОЧУ ВЕРНУТЬ ТОТ
ГОРОД ИЗ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ…
Поэт, художник, музыкант, человек-оркестр. А еще – бывший работник
милиции, железнодорожник, повар и участник Чеченской войны. Он же – двойник
Ленина. Очень разносторонняя и интересная личность и собеседник. Все это –
Владимир Изюрьев. И он же- вечный студент: 48-летний Владимир закончил на днях
музыкальное училище. Теперь он еще и артист, и преподаватель музыки со специальностью
«оркестровые струнные инструменты».
Родился и вырос Владимир в Усть-Куте. После школы уехал в Иркутск, а в
1995 году в мае приехал в Братск.
- Так и живу теперь здесь, - говорит он. - Я люблю Братск. С детства.
Индустриальный молодой город. С великой историей, хоть и недолгой пока. Есть детская
книга Юрия Самсонова "Семь порогов". Наверное, про Усть-Илимск и
Братск. Я в детстве её много раз перечитывал. А в Братск попал - да прям как в
книгу.
- Заканчивая школу, ты уже увлекался музыкой?
- Я в 8-м классе вдруг начал играть на гитаре. Просто очень-очень
захотел и стал исполнять песни. Очень-очень хотел. Через неделю уже играл
"Мечта сбывается" Ю. Антонова. Все играли "Кузнечиков" да
частушки. А мне вот захотелось "Мечту". А потом уже всё просто стало.
Слышал песню, брал аккорды и начинал петь. Так с гитарой и пошёл по жизни.
Потом в 1985-м вошёл в состав первой своей рок-группы "Цейтнот». Учил нас
и составлял из нас коллектив Витя Лысенков. Он работал на авиазаводе вместе с
нами. Рассказывал, что такое западный рок, как это вообще - музыку делать.
Выступали, писали сами себе. Мы были популярны в своём кругу. На заводе
выступали, когда это было возможным…
- И я знаю, что уже тогда ты занимался рисованием и
живописью, правильно?
- Рисовал я с раннего детства. Отец мне предлагал рисовать фактурные
стекляшки - стаканы, кружки пивные. Там многое преломлялось в стекле, а я
пытался передать это на бумаге. Было очень интересно. Тогда я думал, что рисую
лучше Шишкина и Репина. Мне было 6-7 лет. У отца было много книг с работами
Шишкина, Поленова, Щербакова, Брюлловых и многих других. Мы часто рассматривали
эти книги. Я их очень любил посмотреть. Отец мой - водитель. Тысячу лет за
рулём. Рисовать он умеет и любит. Нас - трое детей в семье. Брат старший в
детстве рисовал лучше всех нас. Потом забросил. Сестра рисовала хуже всех. Но
стала учиться. Закончила художественную школу, училась в Кяхте (очень сильное
худ. училище), Тулунском худ. училище и Иркутском пединституте. Всё - по
живописи и рисованию. Я не учился специально. Рисовал от души. Много общался с
иркутскими художниками, рисовал. Было интересно порисовать на улице. Однажды
попробовал. Получилось. И денег ещё заработал. Стал сезонами на улице рисовать.
А потом пристрастился. Иногда и сейчас порисовываю.
- Я знаю, что ты владеешь множеством профессий. Можешь их
перечислить?
- Первая - слесарь-ремонтник локомотивов и подвижного состава ЖД. Потом
- повар-кондитер. Я умею 20 кг макарон сварить, чтобы не слиплись.
Радиотелеграфист. Азбуку Морзе знаю. Пишу 100 знаков в минуту даже сегодня. Это
быстро. Передаю 70-80 знаков. Отстал уже с возрастом. Слесарь по ремонту
станков с ЧПУ, пожарный (неплохой был, даже рулил тушением пожаров),
милиционер… Так, на вскидку, и не переберу сейчас всего…
- Откуда и почему такие нетворческие специальности у такого
с детства творческого человека?
- Я профессии в школе многие постигал. Я же жил на БАМе. Школа
железнодорожная была. Все мальчики учили железнодорожную структуру. Я до сих
пор помню организацию движения поездов от жезлов до автоблокировки. А поваром
учиться пошёл, потому что на водительское отделение проспали с другом набор,
заглянули в класс поваров, а там - одни девчонки. Ну, и пошли с ними. Так и
научились. Советская школа из нас делала творцов. Мы творили с самого детства.
Моей главной игрушкой с детства был нож. Я ножом себе мог изготовить всё, что
угодно. И это тоже во многом повлияло на творчество.
- Расскажи, где ты работал?
- Об этом тоже месяц надо рассказывать. Основное - авиазавод в
Иркутске, пожарная охрана, милиция, ЖКХ (сантехник), опять милиция, в Чечне
воевал, в КВД (да-да), в школе работал музыкальным работником. Теперь с
педагогическим образованием опять хочу в школу. Молодость бурная была.
Перестройка в стране.
- Я вот и хотела спросить - откуда такое непостоянство...
Единственное, что было с тобой всегда - это музыка.
- Да нет, я - постоянный и стабильный человек. Всё, чем я занимался, я
умею делать хорошо. Просто судьба заставляла менять что-то постоянно. Это
судьба постоянна… Когда в 16 лет заканчиваешь школу и знаешь, что весь мир у
тебя под ногами - понимаешь, что тебе под силу вообще всё. А потом - революции
и войны, с которыми нельзя мириться. Просто берёшь и делаешь. Я никогда не
переставал учиться. Мне нравится учиться. Понимаю, конечно, что всего постичь
невозможно, но стоит попробовать. Я сегодня понимаю три языка вполне сносно.
Русский - самый трудный. Когда-то понимал и китайский, и монгольский. Сейчас
просто круга общения нет, забыл уже. Но иногда на рынке понимаю, о чём речь. В
школе ещё учили эсперанто - особый язык для международного общения. Может, и
песню какую вспомню на нем. Так смешно звучит…
- Я не зря говорила про постоянство музыки в твоей жизни.
Расскажи о своих группах и о своем творчестве.
- Когда-то в 1985-м я первый раз вышел на сцену. Группа у нас тогда
называлась "Цейтнот". Название такое - от нехватки времени на
репетиции. Репетировали, можно сказать, прямо на концертах. У меня есть пара
записей концертных из тех далёких времён. Так прикольно иногда послушать, какие
мы были прыткие и агрессивные. Темы были - от социальных до лирических. Всякие.
Что-то перепевали из популярных наших и импортных групп, сами писали. Были у
меня и КСП всякие, и жёсткий рок. Когда-то варился только сам с собой. Сегодня
понимаю, что музыка полностью проникла в меня. Глубоко и безвозвратно. За время
училища она совершенно поменялась в моей голове, но связалась ещё прочней. Я -
конченый меломан, если так можно сказать. Единства стилей во мне давно уже нет.
Я слушаю Баха и Антонова, Глинку и BeerBand, а уж исполняю... Да всё, что приспичит.
Теперь я умею читать ноты, и весь музыкальный мир открылся заново. Не понимаю,
как я раньше всего этого не знал?
- Сейчас у тебя есть группа? Где тебя можно посмотреть и
послушать?
- Во время учёбы в училище я познакомился и сдружился с Андреем
Петровым и Ромой Стафеевым. Мы выступаем сейчас сезонно на улицах города под
названием "ЛенинБЛЮЗ". Название осталось от оркестра, который мы
организовали когда-то с Лёхой Вохмяниным. Лёха уехал в Новосибирск, и как-то и
оркестр наш закончился. Потом были другие - "ВИА Моргудон" и прочие. Но
как-то реанимировалось название "ЛенинБЛЮЗ", хотя я Лениным сейчас не
наряжаюсь давно. Выступаем мы на Советской у фонтана, на Мира возле минимаркета,
на Кирова. Да везде. И в переходе в Энергетике. Много работаем на
патриотических городских мероприятиях, в общем - где приспичит. И где народ
есть. Наши выступления людям нравятся. Все не просто проходят мимо, а
останавливаются и слушают. Видел запись с телефона нашего выступления у
пользователя из Омска. Хорошие отзывы. Может, скататься в Омск?..
- А почему бы и нет?!
- Я катался в 10 и в 12-м годах по стране. Выступал в Новосибирске,
Томске, Саратове, Липецке, Сталинграде. Много городов объехал, со многими
музыкантами общался. Интересно. Хочется в Братске нормально поисполнять
что-нибудь. И песен новых понаписать.
- И что мешает выступать в Братске?
- В Братске - ничего не мешает выступать, кроме зимы. Мы и выступаем.
Завтра будем петь на улице где-нибудь.
- Поднимаю тяжелую тему. Командировки в Чечню тебя как-то
изменили?
- Изменили, конечно. Но я заново стараюсь поменяться. Не люблю войну.
Как сказал Николай I, «она разлагает дисциплину и очень пачкает мундир».
Войну нельзя допускать. Петь намного лучше, чем воевать. Песня может вылечить и
от войны тоже.
- Именно поэтому ты после увольнения в запас решил всерьез
посвятить себя занятиям музыкой и пошел учиться в музучилище?
- Не, Чечня прошла пораньше. Учиться пошёл, потому что люблю школу. Без
образования в школе нельзя. И виолончель люблю, потому что трудно осваивать.
Вот и пошёл учиться.
- Так как ты поэт, музыкант и художник, вопрос к тебе
такой: на твой взгляд, в каком состоянии сейчас находится культура Братска?
- Пока у нас есть такой отличный духовой оркестр под управлением Олега
Тарасевича и такая замечательная актриса Анна Овчинникова, Братск - просто
город великой культуры. Очень жаль, что ушли великие поэты Костромин и Орочон.
Но есть ещё Эмма Гриб и Анатолий Лисица. Культура живёт и процветает. И так и
будет дальше. Хочется, конечно, всего этого побольше и почаще. Но, может, в
этом тоже свой смысл есть.
- Про «хочется побольше»: представь, что завтра ты станешь
начальником департамента культуры Братска. Чем ты займешься в первую очередь?
- Не, я не хочу становиться начальником департамента культуры...
- А почему?
- Это бюрократическая должность, а я - свободный художник. Не по мне
это.
- Так это же очень большой простор для творчества!
- Для моего? Нет. Начальник департамента культуры обязан развивать
свободу творчества для других.
- Но ведь это интересная работа!
- Может быть. Но не для меня. У меня
есть другие амбиции.
- Тогда подойдем к вопросу интересных
должностей с другой стороны. Ты как-то говорил, что готов баллотироваться в
мэры. По-твоему, эта должность интереснее и более творческая, чем начальник
департамента культуры?
- Режиссёр - тоже очень интересная работа, но люди
видят Безрукова и Панина. А кто ставил им всё это? Бывает, что и не знаем. Но
это так – размышления… Что касается мэра, то это - совсем другое. Будучи мэром,
вообще придётся отказаться от творческих профессий. Мэру надо порядок наводить.
Команду создавать для работы. И у мэра должен быть человек, который расшевелит
и продвинет культуру. И экономику, и улицы, и прочее-прочее.
- В твои амбиции еще входит получение
этой должности?
- Конечно. Я стану мэром. Я постараюсь сделать наш
город лучше. Мне здесь жить. И детям моим. Я не хочу сваливать. И не хочу, чтоб
другие сваливали. Я хочу вернуть тот город, который был из книжки, тот, в
который я хотел приехать и приехал. А если больше никто не хочет его таким
делать, то надо делать его самому.
- А на должности мэра чем ты займешься в
первую очередь? Что ты хочешь изменить в Братске и как?
- Ах, мечты-мечты… Это - предвыборная агитация? У
меня есть план. И не с дорог он начнётся. За последние годы у нас столько дыр
появилось во всём. В первую очередь - улицы надо вымести. Вот хоть как, а это -
первоочередная задача. У людей грязь в головы попадает с улиц. А потом
проникает в весь организм. В чистом городе люди всегда добрей. И в чистый город
приезжать хочется, а грязный город хочется покинуть. Главный тезис - в первую
очередь город надо вымести. Прибраться, так сказать. Есть у меня план. Этого не
расскажешь в двух строчках. Войду в предвыборную гонку - начну рассказывать.
- Есть сегодня что-то, что ты считаешь
своими достижениями?
- Несомненно, в 44 года начать учиться в музыкальном
училище и закончить его в 48, имея за плечами лишь опыт любительских
выступлений - это серьёзное достижение. Я с прилежанием и усердием учился и
закончил училище. Это очень трудно. Но я смог. Сегодня - это очень высокое
достижение. Только я не остановлюсь. Буду добиваться дальнейших целей.
- И что входит в список целей, помимо
должности мэра?
- Ближайшая - в школу пойти работать. И учить такую
науку, как «муниципальное управление». Уже нашёл, где этому научат. А
творческие я реализую каждый день. Завтра буду петь на Советской.
- А большие планы? Стать известным
музыкантом, выпустить книгу или провести выставку своих художественных работ в
Москве, например? Нет таких?
- Меня в Москву не тянет. Книгу выпустить? У меня
есть черновики. Но как-то... не знаю, то хочу выпустить, то нет. Выпустил на
днях книгу портретов своих однокурсников тиражом в 20 экземпляров. Сейчас
книги-то не читают: выпущу - будут пылиться у кого-нибудь на полке или в
магазине. Времени жалко. Выставку работ я уже делал как-то. Я много картин
раздал друзьям. А новые рисовать - время надо. Посмотрю. Может быть. В
ближайшее время хор казачий буду делать в городе. Обратились к батюшке насчёт
помещения, вопрос решили. Буду учить казаков петь и делать из них хор. Казак
без песни не должен жить.
- И все-таки необходимость музыки в
твоей жизни - самая постоянная вещь...
- Я же уже говорил: я - конченый меломан…
- Так может, не стоит распыляться и
отвлекаться на всякие «мэрства», а заниматься именно музыкой?
- А что важней? Город, в котором живёшь сам и много
сограждан, или спетая на концерте песня?
- Конечно, город!
- Ну вот, видишь, и я так же думаю. Иногда можно и
потерпеть.
Ольга
Артюхова
comments powered by HyperComments
|