ПЕНИЕ – ЭТО МОЯ
ПОТРЕБНОСТЬ И ОЧИЩЕНИЕ
На этой неделе братчане имели редкую возможность насладиться
академическим пением в Братском драмтеатре. На концерте Ирины Овчинниковой и
Духового оркестра г. Братска «Очарование
романса», посвященном Году
Культуры в России, был настоящий аншлаг! Еще бы – не каждый день братчане могут
насладиться академическим пением и прослушать такой тонко подобранный репертуар
из романсов и песен середины прошлого века, да еще в исполнении такого богатого
голоса. Романсы любят почти все - эти музыкальные миниатюры трогают сердце
каждого. И каждая новая встреча с ними и радует, и волнует, и очаровывает. А у
Ирины Овчинниковой уже давно в Братске есть свой – и довольно обширный – круг
поклонников ее вокального таланта. Признаюсь, и я несколько лет назад после
первого же услышанного в ее исполнении романса стала ее постоянной поклонницей.
Ирина Овчинникова – преподаватель
дирижирования, постановки голоса, руководитель вокального и хорового ансамбля в
Братском музыкальном училище, ученица Дмитрия Хворостовского, солистка Духового
оркестра г. Братска, учительница Ольги Басовой - солистки Красноярского театра оперы
и балета. И, конечно же, я не
могла не поговорить с Ириной – талантливый человек всегда интересен.
- Ирина, как Вы оказались в музыке?
- С детства, глубокого. Я была болезненным ребенком, и меня на лето на
три месяца отправляли в деревню к бабушке и тетушкам. Там и обнаружилось, что
как я начинаю скучать по дому и родителям – так пою. Так я выражала свою тоску
по родителям. Пела на крылечке. Тетушка пойдет к соседке, забудется. А соседи
спрашивали у тетушки: «Это что у там, Тамара, радио что ли?» «Ой, это же у меня
Ирочка племянница скучает!». А вообще я росла в музыкальной семье. У моей мамы
очень сильный голос, большой, когда она поет – меня даже не слышно. У отца все
тетушки тоже певучие, пели многоголосие. Я помню, когда мне было пять лет, мы
ездили с ним в Украину, и у меня до сих пор в ушах стоит пение моих бабушек.
Они и запомнились мне именно пением. И сам отец любил петь, мы с ним всегда
вдвоем пели.
- Как это стало вашей профессией?
- Благодаря моей маме. Я не помню, почему она решила отдать меня на
занятия. В 10 лет она отдала меня в студию при Дворце пионеров, и там я
отзанималась год. Но там у меня никак не складывались отношения с фортепиано –
я все время получала двойки. Молодая преподавательница причем ставила огромные,
на полстраницы двойки. Помню даже, папа – он у меня был шутник - пришел домой с
работы и говорит: «Ну, что Иришка? Опять двойка?» Я голову повесила… А папа
начал смеяться заливистым смехом, что я опять двойку получила. Мама поняла, что
так дело не пойдет, и решила, что не надо заниматься в студии, а надо отдать
меня в музыкальное училище. И в 11 лет я поступила в музыкальную школу. В
музыкальной школе в Усолье я пела не в хоре, а в вокальном ансамбле «Аленушка»,
куда отбирались лучшие. Ансамбль жил насыщенной жизнью: активно разъезжал с
выступлениями, гастролировал по деревням и весям, и побывал даже в Казахстане.
И с детства я помню дух гастрольной артистической жизни. Мы снимались на
телевидении, нам шились шикарные костюмы для выступлений.
Окончила музыкальную школу вместе с общеобразовательной и поступила в
Братское музыкальное училище. И отправила меня сюда, в Братск, именно
преподаватель по фортепиано. Но я опять получила двойку и лила горькие слезы. А
девчонки мне посоветовали: раз ты любишь петь – поступай на хоровое отделение.
И я успешно поступила на хоровое дирижирование, попала в класс к прекрасному
педагогу Борису Тихоновичу Елисееву, теперь сама работаю в этом кабинете. И
станки, которые там до сих пор стоят, он делал, своими руками.
- А почему не связали свою жизнь напрямую именно с пением?
- Так сложилась судьба, что профессиональное образование я получила как
режиссер-хормейстер. Когда я заканчивала дирижерско-хоровое отделение, моя
сокурсница готовила к госэкзамену партию, где нужно было соло, причем соло
серьезное – музыка была современная, композитора Сергея Слонимского, со
сложными интонациями, с большим диапазоном голоса. И она предложила мне спеть.
И я спела на госэкзамене это соло с хором. На экзамене был профессор с
Красноярского института искусств (сейчас Академия музыки и театра), и он
пригласил меня учиться на дирижерско-хоровое отделение в свой вуз. Как-то так
получилось, что педагоги не сориентировали меня на вокал, не рассмотрели
большого голоса.
- На Ваш взгляд, в Братске человек с голосом может
реализоваться?
- Я проповедую академическое пение, это как на уровне веры. Потому что
я считаю, что академическое пение – это универсальное пение, оно прививает
высокий вкус, высокое восприятие вокальной музыки. У нас хоть и нет вокального
отделения, но уроки вокала дети получают. В музыкальных школах тоже дают такие
уроки, но единица. Избранным детям. А массового обучения нет. А с реализацией –
я бы не сказала, что у нас все совсем плохо. У нас много людей в городе поет,
но академического пения мало. И братчане очень любят, когда приезжают
академические певцы. Часто на таких концертах бывают аншлаги. Но своих у нас
нет. Но у нас и филармонии нет, и оперного театра…
- Не жалеете?
- Нет, я стараюсь не жалеть, я просто себе говорю, что дирижирование –
это мой муж, а вокал – мой любовник. Но отношения с вокалом очень сложные. Эта
певица, которая родилась в хоровом классе, в непростых условиях, и у меня все
время происходит своеобразное раздвоение личности. Я ни дня не могу прожить без
пения. Я все время пою. Это потребность, и душевная, и физическая. Я утром
просыпаюсь, завтракаю, делаю дыхательную гимнастику – и у меня уже песни в
горле стоят. Если я два дня не пела, а не дай Бог, заболела и дней 5-7 не пела
– это для меня страшно уже. А когда у меня голос звучит во всю силу – я получаю
несказанное удовольствие! И вообще пение – это очищение, после пения уходит
все: напряжение, проблемы, грусть…
Ольга Артюхова,
фото автора
|