ЖИЗНЬ ПО ТУ СТОРОНУ КУЛИС
Более полутора
веков назад в столице Приангарья осела бродячая труппа актеров. Это стало
рождением местного профессионального драмтеатра. Как и весь Иркутск, здание
театра было деревянным и трижды сгорало, пока в 1897 году не построили
каменное. С тех пор оно стало жемчужиной городской архитектуры, с великолепным
убранством и совершенной акустикой.
А как и любой храм
Мельпомены, иркутский академический драматический театр Охлопкова хранит в себе
множество секретов. И недавно у всех желающих появилась возможность рассмотреть
тайны закулисной жизни. Теперь раз в неделю проводятся экскурсии по закрытым ранее
для зрителей помещениям.
На удивление,
желающих раскрыть «Тайн закулисья» оказалось немного – в группу не набралось и
десятка человек. С чем это связано: разгар рабочего дня, слабая рекламная
кампания или отсутствие интереса у иркутян – осталось непонятным. Но театральные
работники не собираются отказываться от своей идеи.
Мое путешествие по
драмтеатру началось со служебного входа. Именно отсюда, а не через центральные
двери, попадают на свое рабочее место артисты и обслуживающий персонал. И
первое, что бросается в глаза – бюст Николая Охлопкова, в чью честь, как не
сложно догадаться, назван театр. С подмостков иркутского драматического в
начале прошлого века начал свою карьеру молодой мебельщик-декоратор, в будущем
ставший актером, режиссером, педагогом и даже замминистра по культуре СССР. Вообще,
в театре очень много произведений искусства, которые сокрыты в глубине рабочих
помещений и недоступны зрителям, пришедшим на спектакль: это скульптуры,
живопись и многое другое.
Кроме того, драмтеатр
– не только буфет, сцены и гримерки. Это еще и небольшой завод по обеспечению
себя всем необходимым. Мастерские для изготовления декораций, постижерский цех,
огромные склады, комнаты отдыха для актеров, репетирующих по 10-12 часов в
сутки. Казалось бы, как это все может уместиться в не слишком крупном здании?
Однако архитекторы прошлого оказались на редкость умелыми и создали иллюзию
трехэтажного строения, в котором на самом деле располагается комплекс из шести
(!) ярусов. Сделано это, разумеется, специально, чтобы не отвлекать зрителей.
Работают в таком «муравейнике» около 300 человек, и только 60 из них составляют
труппу театра. Остальные: парикмахеры, художники, столяры, костюмеры,
монтажеры, операторы, звукорежиссеры и т.д. Больше двухсот человек, которых мы
не видим, но без которых театр бы не смог жить.
Все
необходимые, как я уже сказал, декорации и реквизит театр изготавливает сам. Но
никогда не утилизирует, даже по прошествии десятилетий. Вся бутафория
перекочевывает впоследствии в реквизиторский цех. Назвать его складом язык не
поворачивается. Это скорее похоже на хранилище разных чудес. Конечно, вблизи иллюзия
чуда рассеивается, однако тем сильнее начинаешь удивляться тому, как веришь в
подлинность всего этого во время действа. Короны, сундуки, шпаги, посуда,
пистолеты, подсвечники... Все спектакли в прямом смысле разложены по полочкам.
Нельзя спутать или забыть какую-то деталь.
Гримерно-постижерный
цех в драматическом по нынешним меркам - явление удивительное. Вообще, не
каждый театр может похвастаться собственным производством париков, усов и
бород, да еще только из натурального волоса.
Искусству создания
париков обычно учатся прямо по ходу дела: специальное учебное заведение в
стране всего одно. Нужны навыки не только изготовления собственно шевелюр, но и
парикмахерско-стилистические.
Парики изначально
делаются под конкретную прическу. Используется только натуральный волос, не
только из-за невозможности достать моноволокно, но и потому, что косы, усы, бороды
должны выглядеть как настоящие. Искусственные парики используются очень редко и
появляются в них на сцене на считанные минуты.
Показали нам и рубку
помощника режиссера. Отсюда помреж непосредственно наблюдает через специальный
монитор за спектаклем, по необходимости поправляя актеров, вызывает их из
гримерки и дает всем известные звонки о начале спектакля.
Самое важное место
любого театра – сцена. Посмотреть на нее со стороны артистов, меня, как и
остальных посетителей экскурсии, интересовало, наверное, больше всего. Вы
никогда не задумывались, почему практически все театры, завешаны черными
портьерами? Гид Татьяна Плотникова раскрыла нам и этот секрет. Во-первых,
черный цвет позволяет максимально акцентировать внимание на актере, не
отвлекаясь на посторонние вещи. Во-вторых, создается оптический эффект, будто
человек находится гораздо ближе к зрителю, позволяя последнему глубже погрузиться
в атмосферу действия. А ткань, из которой сделаны полотна, настолько плотная,
что полностью глушит звук, позволяя театральным работникам спокойно перемещаться
за сценой и при необходимости передвигать декорации.
В одном из залов
театра – «зеленом», где посетители ожидают начала спектакля, напротив друг
друга установлены два огромных зеркала, в несколько человеческих ростов. И сколько я
себя помню, одно из них всегда было треснутым. На закономерный вопрос «А почему
не замените на новое?» объяснили и это. Зеркала заказывали к открытию каменного
здания театра из Италии. Разумеется, довезти их через полмира в те годы было
делом хлопотным, и в дороге по одному пошла большая трещина, а доставить новое к
открытию просто не успели. По распоряжению тогдашнего губернатора Александра
Горемыкина установили то, что было, да так и забыли о нем. Теперь же, если
менять его, то придется демонтировать и второе, иначе пропадет эффект
«бесконечного коридора отражений», в котором по поверьям за последний век
поселился какой-то дух – эдакий «призрак иркутского драмтеатра».
Очень подробно рассказала
экскурсовод и об устройстве зала. Партер, бельэтаж, галерка, губернаторские
ложи… Всего четыре уровня, разобраться в которых без постоянного посещения
храма искусства или помощи местных работников довольно сложно. В ТЮЗе и
музыкальном такой конструкции нет, поскольку их строили уже в советские годы, а
драматический возводили по канонам столичных императорских театров.
Подходит к концу
эта необычная экскурсия. И под занавес, что называется, узнаем еще одну
интересную подробность – оказывается, знаменитый кинорежиссер Леонид Гайдай
также начинал здесь свою карьеру. В этих залах на него снизошло озарение: так
появилась идея создать знаменитую комедийную троицу.
Станислав Августовский, фото автора