В ЦАРЬГРАД
или в столице четырех империй
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало в предыдущих номерах (http://pressmen.info/art1/22_12_turkey.php).
Побывать в исторической
части Стамбула и не заглянуть на базары – это нонсенс. Конечно же, такой
глупости я не совершил. Более того, даже побывал на двух. Один из них –
Гранд-базар, другой Египетский.
Гранд-базар считается одним
из самых крупных крытых рынков мира. Я бы сказал, что это целый город в городе,
если бы это было не самым употребляемым сравнением. Но это правда: от главного
здания рынка в разные стороны разбегаются десятки торговых улиц. Жители каждой
из них специализируются на своем товаре. Вот улочка, на которой торгуют швейной
бижутерией (пуговицы, застежки, молнии и прочее подобное). А, скажем, здесь, вы,
кроме кальянов, ничего не найдете. Тут собрались продавцы ковров – потомки этих
торговцев заняли местечко возможно в 15 веке, на следующий день после того, как
Мехмет Второй взял Константинополь.
Говорят, что ежедневно
базар посещают около полумиллиона посетителей и туристов. Для них в сотнях
лавок и магазинов собрали ювелирные изделия, антиквариат, сувениры, кожу,
текстиль, ковры и многое из того, что, возможно, и названий на русском языке не
имеет.
До середины 19 века это был
еще и невольничий рынок. Среди живого товара были и русские девушки и женщины,
захваченные во время многочисленных набегов. К слову сказать, в самом
Гранд-базаре в основном торговлей занимаются мужчины, а вот в многочисленных
магазинчиках за его пределами нередко можно встретить русскоговорящих
продавщиц. Познакомился с одной из них. Типичная история, родом с Украины,
вышла замуж за турка и вот уже несколько лет продвигает семейный бизнес.
Но вернемся на базар. Глаза,
конечно, разбегаются от обилия товаров. По большому счету, вроде ничего и не
надо, но обязательно хочется хоть что-нибудь купить. Знающие люди советуют:
приглядел вещь – покупай, потому что во второй раз выйти к этой же лавке вряд
ли удастся, настолько все внутри запутано. Торг на рынке - дело обязательное,
но и ценообразование удивительное. В разных концах рынка цена на один и тот же
товар может отличаться в два-три раза. Да и от дня недели многое зависит. Вот
конкретный пример: вечер воскресенья, еще чуть-чуть, и базар закроется.
Интересуюсь, сколько стоит вещица. Продавец называет цену – 100 лир. Несколько
дней созреваю для покупки, с трудом нахожу лавку, говорю, давай, согласен! А
поздно уже. Вещь теперь стоит 500 лир. Почему? А завтра пятница – базарный
день, весь Стамбул будет здесь, может быть за эту цену уйдет товар.
Если от площади Баязит
двигаться в противоположную сторону, то, прошив насквозь Гранд-базар,
выруливаешь на кривые стамбульские торговые улицы. Скатываясь по ним, неизбежно
попадаешь на другой старинный рынок, который называется Египетским.
Свое имя он получил оттого,
что здесь изначально торговали специями, пряностями и товарами, завозимыми из
Египта и Индии. Сейчас поставщики, возможно, и поменялись, но основа примерно
та же. Кроме того, здесь много сухофруктов, орехов, фруктов... Туристов здесь
также много, и в основном их привлекают восточные сладости. Предприимчивые
продавцы даже разместили плакатики, из которых следует, что вся эта вкуснятина
обладает свойствами афродизиака, а чтобы гарантированно до всех дошло, поясняли
по-простому – турецкая виагра. Меня же больше интересовала крупная клубника,
которая днем стоила 6-8 лир за килограмм, а к вечеру 2-3.
Над всем этим изобилием
стоял одуряющий запах свежемолотого кофе. Его изготавливали в одной из здешних
лавок, вероятно, не одну сотню лет. Десяток молодых приказчиков работали как
одна машина: один фасовал, другой принимал деньги, третий отдавал товар, а
четвертый уже отсчитывал сдачу – огромная очередь любителей кофе перемещалась
едва ли не бегом…
Египетский базар еще
знаменит тем, что его купола покрыты свинцом. А построили его в 1660 году. И не
только для того, чтобы снабжать специями жителей города, но и для того, чтобы
обеспечить финансирование строительства Новой мечети – это как бы был
строительный банк, созданный под конкретный проект.
Мечеть построили рядом с
базаром через три года. Каждый может в нее заглянуть, только сначала нужно
снять обувь и не мешать молящимся. Пять раз в день муэдзин Новой мечети зовет
правоверных на намаз. Как правило, откликается муэдзин соседней мечети, и тогда
затевается своеобразная звуковая дуэль: кто более мелодично и поэтично позовет
своих прихожан на молитву.
Как я уже отмечал, в Турции
церковь отделена от государства. И хотя большинство населения исповедуют ислам,
особого фанатизма не заметно. Во всяком случае, молящихся на улице я ни разу не
видел, женщины в паранджах встречаются, но редко, в хиджабах (платках) - чаще.
Впрочем, как и девушки в мини-юбках.
Но Стамбул - один из
центров мировых религий. И здесь при желании можно найти христианские храмы.
Именно здесь находится резиденция Константинопольского патриарха Варфоломея
Первого. Титул у него звонкий - 232-й Архиепископ Константинополя - Нового
Рима и Вселенский Патриарх, предстоятель Константинопольской Православной
Церкви. Правда, турецкие власти признают в нем лишь главу христианской общины.
Во время прогулки по городу
я наткнулся на одной из улочек на православный храм, который принадлежал
армянской общине. Выглядел он как крепость, что неудивительно, учитывая до сих
пор непростые отношения армян и турок. Попасть внутрь можно было
беспрепятственно, но до определенного предела. Удивительно, но в церкви никого
не было. Мы поставили там свечку, которую можно было взять при входе, оставив
взамен любое пожертвование.
Продолжение следует
Олег Августовский, фото автора