ЗАГАДКА МАМИНОЙ УЛЫБКИ
К международному дню
кукольника в «Тирлямах» подготовили премьеру. По собственному сценарию Михаил
Наприенко поставил спектакль «Великая тайна». Путь к режиссерскому креслу для
начинающего постановщика оказался извилист, об этом рассказал главный режиссер
Владимир Ефимов:
- Михаил Наприенко пришел в
театр почти двадцать лет назад и начал работать дворником… Вскоре, впрочем, он
эту должность перерос – стал работником сцены, а затем и актером. А недавно
открылся как режиссер и драматург.
Кому-то такой карьерный
путь может показаться удивительным, но на самом деле, история вполне обычна для
провинциальных театров кукол. В «Тирлямах» многие начинали с малого. Наблюдали,
учились и затем пытались актерствовать сами. Из одних получились артисты, из
других нет… Второй категории - «случайных людей» (как называют их в «Тирлямах»)
было больше, но они обычно надолго не задерживались.
***
Итак, после премьеры
спектакля «Великая тайна» я встретился с Михаилом Наприенко и попросил
рассказать о премьере:
- «Великая тайна» - ваш
первый спектакль?
- Да, дебют и как
режиссера, и как сценариста. Спектакль вынашивался очень долго – целых 12 лет.
Сначала это вообще была сказка, которая постепенно была переписана в пьесу.
Однако, я далеко не молодой режиссер, как некоторые могут подумать... Мне сорок
лет, просто «хорошо сохранился» (действительно, выглядит Михаил Наприенко
значительно моложе своего возраста).
- Карьеры актера,
значит, оказалось недостаточно? Как решили стать драматургом и режиссером?
- Дело в том, что в жизни
каждого человека наступает какой-то период, когда ему важно поделиться своим
виденьем мира с близкими. Для меня, человека творческого, это не только семья,
но еще и зрители. Вот примерно с такими мыслями и засел за сценарий.
- Интересный, конечно, карьерный рост у вас…
- Постепенно все произошло.
Мне повезло, что было у кого учится, в первую очередь, конечно, у Юрия Уткина.
Так получилось, что мы устроились на работу в «Тирлямы» практически одновременно,
но разница в опыте была огромной. Также повезло, что у него отличные
педагогические способности, впоследствии ведь Уткин стал преподавать в
Иркутском театральном училище.
- Вкратце расскажите
сюжет вашего спектакля.
- Каждого человека окружают
тайны, какие-то ему неинтересны, а другие он пытается разгадать. На загадку же,
речь о которой в нашем спектакле, наверное, пытаются ответить все… Надеюсь, что
взрослые зрители вспомнят о ней, а маленькие – обратят внимание. Вопрос же
такой: «Почему у мамы такая загадочная улыбка?»
- А на кого рассчитана постановка?
- Спектакль рассчитан на
самых маленьких зрителей, который только открывают для себя театр.
Продолжительность «Великой тайны» 25 минут, и занято в нем четыре актера.
- Есть идеи для
следующих постановок?
- Да, сейчас как раз
работаю над одной. Я очень переживаю, что у нас в стране есть брошенные дети. И
вот пишу на эту тему пьесу, которая будет предназначена для сильного
драматического актера. Предложу эту идею Евгению Винокурову (актеру БДТ), может
быть вместе с ним и поставим спектакль.
- У вас, как у
кукольника, наверное, особое отношение к детям?
- Конечно. У самого двое,
всегда хотелось больше, чтобы «семеро по лавкам», но реальность диктует свои
условия.
- А как можете
охарактеризовать себя как актера?
- У меня такая актерская
особенность – некоторые роли даются мне крайне тяжело, приходится думать о них
даже в свободное время. А другие наоборот – легко, как будто специально для
меня написаны.
- День кукольника в
узком кругу планируете отмечать?
- Вот сегодня отмечаем день
кукольника, 25 - день работника культуры, и 27 – день работника театра. В
течение всей недели работы много: масса спектаклей, выступлений… Так что
расслабляться мы начинаем только после всей это праздничной суеты – стараемся
выехать на природу, заняться активным отдыхом. Я также люблю сходить в баню –
хорошо снимает усталость.
***
Премьера «Великой тайной»
вполне удалась. Зрителей пришло немного, но так и было задумано – спектакль
стал первым, показанным в новом формате. В «Тирлямах» осуществили давнюю мечту
– «театр на подушках». Это подразумевает удобные зрительские места: можно даже
лечь. Также разрешается разговаривать, передвигаться по залу. Детям это
новшество и сам спектакль очень понравились.
Роман Августовский, фото автора