ФЛИРТ: ДВУЛИКИЙ И КОВАРНЫЙ

 

И. М. Сеченов заметил, что "яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью образа". Эту необходимую изменчивость в первую очередь создает любовный флирт. Он позволяет усиливаться поддерживать интерес к себе, полнее раскрывать свои привлекательные качества. Флирт порой понимают как стремление покрасоваться перед другими, преподнести себя. Но в первоначальном своем значении флирт - именно "романическая" игра, и цель его - разжечь чувства, пробудить страсть.

 

У флирта, как и у всякой другой игры, есть свои правила. Главное из них соблюдать ритм приближения и удаления. "Ритм, - отмечает психолог Л. Куликов, - могучая сила... он может возбуждать и успокаивать, притягивать и отталкивать, порабощать и возвышать человека" (Л. Куликов "Мозаика радости"). В рамках флирта ритм заключается в чередовании внимания и невнимания по отношению к объекту обольщения. Невнимание должно быть строго дозировано: не отталкивать, а меньше благоволить - не хвалить за то, чем еще недавно восхищались, заострять внимание на каких-то второстепенных недостатках, забыть сделать комплимент. Но не более: а противном случае можно добиться прямо противоположных результатов.

Другой вопрос: как ввести себя, если объект флирта - вы? Следует всерьез проанализировать ситуацию, чтобы выяснить, во что вас пытаются вовлечь - то ли в подлинную любовную игру, то ли в ее имитацию, которую американский психоаналитик Э. Берн назвал "игрой в изнасилование".

Подоплека такой игры - извращение полового инстинкта, когда удовлетворение смещается с полового акта на кульминационное действие игры. Легкий флирт как раз и есть легкая форма "игры в изнасилование". Вот как описывает ее Э. Берн: "Миссис Уайт дает понять, что она доступна, и ей доставляют удовольствие ухаживания мужчины. Как только он попался, игра окончена. Если она вежлива, она может сказать ему вполне откровенно: "Я ценю ваши комплименты и очень вам благодарна", а затем перейти к следующей завоевательной позиции. Если она менее великодушна, она его просто бросает". (Э.­ Берн "Игры, в которые играют люди"). По мнению Э. Берна, цель этой игры вовсе не удовлетворение от ухаживания, от того, что кто-то проявляет к тебе внимание. Основной выигрыш состоит в том, чтобы спровоцировать партнера на ответный шаг, иногда даже довольно серьезный, а затем отвергнуть, чтобы насладиться его замешательством.

Более поэтично о тех же маневрах самых писал А. Моруа: "Кокетство было и есть поразительно мощным и опасным орудием. Этот набор искусных уловок заключается в том, чтобы сначала увлечь, а потом оттолкнуть, сделать вид, будто что-то даришь, и тут же отнять. Результаты игры поразительны. И даже зная заранее обо всех этих ловушках, все равно попадешься... Стоит нам только принять на свой счет чей-либо взор, улыбку, фразу, жест, как воображение помимо нашей воли уже рисует нам скрывающиеся за ними возможности. Эта женщина дает нам повод - пусть небольшой – надеяться. С этой минуты мы уже во власти сомнений. И вопрошаем себя: "Вправду она интересуется мною?" ...Мало-помалу, желание превращается в наваждение, навязчивую идею. Кокетке, которой хочется продлить это наваждение и свести мужчину с ума, достаточно прибегнуть к старой, как род людской, тактике: убежать, но перед этим дав понять, что она не ничего против преследования, отказать, оставляя, однако при этом проблеск надежды. "Возможно, завтра я буду ваша". И тогда незадачливые мужчины последуют за нею хоть на край света. Эти уловки достойны осуждения..." (А. Моруа "Письма незнакомке").

Можно попытаться объяснить эти "уловки достойные осуждения" по Фрейду, ссылаясь на комплекс кастрации: женщина подсознательно завидует мужчине, у которого есть половой член, и стремится достичь превосходства над ним, взяв реванш, унизив его. Психолог Е. Борицевен утверждает, что в основе подобие поведения женщины лежит занижено самооценка: "Жизнь такой женщины постоянная цепь актов самоутверждений. Они осознают, что и зачем делают и могли бы ответить: "Если я десять (двадцать, сто раз) победила, значит я личной неординарная..." (Е. Борцевен "Женщина- вамп" - кто она?").

Что можно этому противопоставить? "Мужчина способен уклониться от этой игры или держать ее под контролем в такой мере, в какой он умеет различать подлинное выражение чувства от хорошей игры" (Э. Берн "Игры, в которые играют люди").

Думается также, что флирт, становится привычкой, способен обесцвечивать эмоциональную жизнь человека. Известно, что Мата Хари использовала в качестве своего основного оружия обольщение. Известен также список ее побед над офицерами французской армии. Но ни кто не может сказать, был ли у нее любимый мужчина. По-видимому, не было: привыкнув изображать влюбленность, человек оставляет все меньше шансов на настоящее чувство.

Более того, со временем пропадает, само удовольствие от флирта. Е.Борицевен предупреждает: "Спустя много лет уже не радуют победы, не огорчают поражения. Вообще все тускнеет, скучнеет по причине многократного повторения одного и того же".

Невесёлая перспектива, правда?

«Сердцеед»