РОЛИ, КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЕМ

"Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины - все актеры...". Задолго до становления психологической науки Шекспир предсказал судьбу целого ее направления, изучающего поролевое поведение людей. С раннего детства в человеческом сознании формируется ряд стереотипов, согласно которым человек выстраивает свою дальнейшую жизнь. В том числе, и отношения с противоположным полом. Речь пойдет о наиболее типичных распространенных ролях, которые мы играем, общаясь с социумом и партнером.

 

Никто не свободен от поведенческих стереотипов. «Даже не каждый десятый человек способен строить свою жизнь самостоятельно, более девяноста процен­тов из нас всю жизнь пользуется стереотипами» - заметил сексолог Л. Щеглов (Л. Щеглов "Не только о сексе").

В 1993 году психолог Е. Весельницкая предложила классификацию людей по принципу их социализации, то есть ролей, которые они играют в обществе. Разде­ление людей на типы здесь основывается на том, где именно, в какой сфере деятельности человек чувствует себя наиболее комфортно. Сфера деятельно­сти, вызывающая максимальный твор­ческий импульс, максимальное желание проявить себя и будет отражать способ социализации того или иного человека.

Согласно названной классификации, есть четыре формы социализации женщин: Хозяйка, Воин, Приз и Муза.

Женщина -Хозяйка. Хозяйство все женщины. Но одни при этом отдыхают и набираются сил, другие чувствуют себя как на каторге, а третьи предпочитают взвалить эти обязанности на кого-то другого. Женшина-Хозяйка лучше всего чувствует себя дома. Есте­ственно, что любое место, где она подолгу бывает, она постарается превра­тить в дом: например, создаст уют на рабочем месте. При этом вовсе не обязательно, что она будет вести жизнь домохозяйки. Просто ее подход ко всем сферам жизни будет именно хозяйским, заботливым.

Женщина-Воин. Главная ее характери­стика - высокая социальная активность. Хозяйством заниматься она не любит, хотя это и значит, что ее дом будет грязным и запущенным. Но уютно там точно не будет. Это скорее блиндаж, где отдыхают после боя. Женщина-Воин очень энергич­на, изворотлива и умеет добиться своего. Если она при этом действует чисто женскими средствами (обаяние, вне­шность и т. д.) - она действительно нашла себя в жизни.

Женщина-Приз. Приз - это женщина, которая наилучшим образом проявляет себя на презентациях, представляя что-нибудь. Самим фактором своего появле­ния она вызывает определенную оценку того, что за ней стоит. Женщина-Приз, особенно знающая себе цену, наилучшим образом представит свою семью, фирму, страну - что угодно.

Женщина-Муза. Редкий тип, ибо фун­кция вдохновительницы чрезвычайно тяжела. Муза - это что-то неуловимое, поэтому такая женщина должна быть полностью свободна как социально, так и внутренне. Поэтому женщина, прини­мающая на себя такую роль, обрекает себя на одиночество.

Мужчины, по мнению Е. Весельницкой, также делятся на четыре типа: Хозяин, Воин, Подарок и Авантюрист. В общем-то здесь вполне допустимы аналогии с женскими социализациями.

Мужчина-Хозяин. Его социализации сходна с социализацией хозяйки. Хозяин добротно и основательно обустраивает свою территорию, при возможности превращая хутор в поместье, а царстве в империю. Точно так же, как и Хозяйка, Хозяин может проявлять себя на любом поприще. Суть не сфере деятельности, а подходе.

Мужчина-Воин. Это социальный идеал, борец. Основные свои интересы он видит за пределами домашнего очага. Не следует помнить: Воин может быть не только победителем, но и побежденным.

Мужчина-Подарок. Это - душа любой компании, он коммуникабелен, умеет развеселить, создать хорошее настроение. Весьма привлекателен для женщин (как и женшина-Приз для мужчин). Но в домашней обстановке Подарок теряет всю свою привлекательность. Место реализации его потенций - в людном обществе. Карьеру он делает мягко – не лобовой атакой, а

увеличением своих знаний и умений. И общество, как правило, реагирует на это адекватно, предоставляя ему все большие возмож­ности.

Мужчина-Авантюрист. Тип редкий, как и женщина-Муза. Но встречается он все-таки чаше: общество поощряет опасные профессии. Типичный Авантюрист - это галантный гангстер из голливудского фильма.

Возможно, что кто-то найдет в себе черты двух или нескольких типов. Это естественно. "Определить - значит ограничить", - писал О. Уайльд. Прекрасно, если человек не замыкается в рамках одной рамках одной роли и способен, в зависимости от ситуации, вести себя по-разному, пластично. Ведь социализация – это не что-то фатальное, не врожденная данность, а способы поведения, вполне корректируемые. Один и тот же человек может в течение жизни перепробовать все поведенческие модели.

При всем при том нас всех программирует социум. Те социализации, которые являются на сей момент наиболее престижными, выбирает наибольшее количество людей. (Сейчас, например, бум на Воинов. Общество предоставляет им самые широкие возможности для самореализации: бизнес, политика и т. д.). Той или иной социализации научиться. Но с оговоркой: предрасположенность к определенной социализации все же есть у каждого, и чем она сильнее, тем болезненнее будет попытка переделать себя.

 

***

В предыдущей публикации были, рассмотрены четыре варианта социализации для каждого из полов. Хозяйка, Воин, Приз и Муза - женщины и Хозяин. Воин, Подарок и Авантюрист – мужчины. Сегодня порассуждаем о том, как представители перечисленных типов вступают во взаимодействие друг с другом. Всего возможно 46 различных пар. Итак…

Хозяин-Хозяйка. Эта пара образует союз. Главным принципом которого является убеждение: "мой том - моя крепость". Это люди, все внимание которых направлено на их внутреннюю жизнь, на обустройство дома. Между собой Хозяин и Хозяйка находят полное взаимопонимание, так как у них общие цели и интересы. Внешний мир для этой пары враждебен - он "враг крепости". Вполне возможно, что центральное место в жизни этого союза займет накопительство и погоня за материальными благами.

Хозяин-Воительница. Пара, где женщина активно действует вне семьи, а мужчина прикрывает тылы, - выглядит странно, по крайней мере, для нашего общества. Но, в принципе, все идеально - каждый занят свойственным ему делом, и оба счастливы. Несчастье приходит, когда они попытаются следовать социальным стереотипам. Тогда Хозяин попытается неумело достичь социальной карьеры, а Воительница будет обречена замкнуться в тесном для нее домашнем пространстве. Но если оба партнера доверяют друг другу и живут в соответствии со своим призванием, они образуют идеальное сочетание.

Хозяин-Приз. Женщина-Приз будет самой большой драгоценностью в хозяйстве мужчины. В такой паре может быть только одно больное место - соотношение ценности Приза и размеров хозяйства. Если хозяйство перестает соответствовать возросшей ценности Приза - Приз достанется другому Хозяину. В случае если хозяйство растет, а ценность Приза не повышается. Хозяин найдет другой, более подходящий Приз. Это довольно сложная позиция, где или мужчина будет находиться в роли постоянного завоевателя или женщина будет в состоянии вечной конкуренции.

Хозяин-Муза. Союз крайне сложный и проблематичный. Его обожают писатели и кинематографисты (он - бизнесмен, она - актрисе, гастролирующая от Африки до Парижа). Но в реальной жизни все иначе. Если Муза вообще идет на какой-то союз, то это скорее всего будет возлюбленная: пришла, порадовала и ушла.

Воин-Хозяйка. Эго наш общепринятый идеал: он воюет, ока прикрывает его тыл. Тихая классика. Довольны оба, если Хозяйка не вовлекает Воина в домашние хлопоты и воспитание детей.

Воин-Воительница. Это две боевые единицы. Оба занять войной, бытовые проблемы решают походя. Если их взгляды на жизнь совпадают, или, еще лучше, оба заняты совместным делом эта пара выглядит очень красиво. Крепкой она будут до той поры, пока один из партнеров не потерпит поражение. Если побежденный Воин не захочет менять свою социализацию, он окажется покинутым.

Воин-Приз. Это ситуация вечного завоевания. Если мужчина генерал, то приз должен быть генеральским, если ефрейтор – то ефрейторским. Именно этому союзу адресовано знаменитое: "он (она) тебе не пара", потому что человек часто претендует на большее, нежели заслуживает. Опасность для женщины здесь в том, что социально выросший Воин потребует для себя более ценного Приза.

Воин-Муза. О союзе здесь можно говорить лишь условно. Это короткая, импульсивная встреча. Она вдохновила его на подвиг, оба самореализовались и расстались.

Подарок-Хозяйка. Если ценность Подарка соответствует размеру хозяйства - все в порядке. Хозяйка считает, что мужчина достоин ее заботы.

Подарок-Воин. С женщиной-Воином просто: она завоевывает свой Подарок и идет дальше. Если Подарок с течением времени не потеряет своей ценности, союз существует. Если женщина ощущает в себе силы завоевать что-то лучшее, то у мужчины есть два пути: работать над повышением своей ценности или искать другую женщину.

Подарок-Приз. Союз короткий, но очень яркий. Женщина-Приз нуждается в том, чтобы ее

завоевывали, а способ существования мужчины-Подарка в этом мире – бездействие. Оба они не чувствуют почвы под ногами, поэтому быстро расстаются.

Подарок-Муза. Такой союз практически невозможен. Музе попросту не на что его вдохновлять.

Авантюрист-Хозяйка. Самый стойкий из всех союзов Авантюриста. Мужчина этого типа нуждается в убежище, куда можно спрятаться зализывать раны. Но это ненадолго. Хозяйка обречена на все новое ожидание своего мужчины.

Авантюрист-Воительница. Такая ситуация возможна исключительно как эпизод совместной битвы. Но повода для дальнейших отношений нет ни у того, ни у другого.

Авантюрист-Приз. Специалисты расходятся в оценках этого союза. Руководитель московской школы эротической женственности «Гименей» А. Шубина полагает что Авантюрист попросту не станет завоевывать Приз, ибо это не для него. Питерский сексолог Л. Щеглов уверен в обратном: авантюрист с легкостью покорит Приз и тут же его бросит: не таскать же с собой лишний груз. В любом разе - ничего хорошего...

Авантюрист-Муза. Романтическая суперлюбовь на два дня. Он, вдохновленный ею, совершит новые авантюры, она будет наслаждаться его победами, ибо стала вдохновительницей оных. Кратковременность этого союза объясняется тем, что у обоих срабатывает инстинкт самосохранения. Такого напряжения, которое возникает в этой взрывной паре, долго ни кто не выдержит.

Помимо психологического, каждая из описанных пар, имеет свой четко выраженный сексуальный портрет. Колорит каждого приведенного сочетания своеобразен и характерен. Так у Хозяина и Хозяйки секс наверняка будет добротным и основательным, как и они сами, без бурных всплесков страстей, но исполненный тепла и нежности. В паре Воин-Приз мужчина принесет в сексуальную жизнь напор и страсть, а женщина кокетство и разнообразие. В ряд ли стоит детально рассматривать эту сторону отношений – после уже сделанного описания партнеров поведение их достаточно ясно.

«Сердцеед»