ДЖЕНТЛЬМЕН В ПОИСКАХ ДЕСЯТКИ

 

Что-то в последнее время я стала замечать за собою сходство с тамадой. Тот специализируется на произнесении неформальных торжественных речей, а мне то и дело приходится писать - после тонких намеков юбиляров - неформальные юби­лейные речи.

Предчувствуя дату - один год "Сердцееда" - я решила обезопасить себя парой-тройкой предельно нелицеп­риятных высказываний в адрес этой газеты. Газетенки, то есть (ведь надо, чтоб критично)! Подумала, сделаю заготовочки, а потом пойду и, не взирая на лицо редак­тора Александра Александровича Кузьменкова, все очень жестко ему скажу. В категоричной форме!

Знакомство с подшивкой дало неожиданный резуль­тат. Выразить впечатление в категоричной форме мне удалось, но слова на ум приходили только хорошие. Начнем с внешнего вида. "Сердцеед" - он и есть "Сердцеед"! Элегантный, как рояль, одним словом: комильфо. Ничего лишнего, никакой вычурности.

Далее - о содержании. Это настоящее мужское чтение. То есть, газета делается для мужчин и в ней самым мощным, самым звучным является все-таки мужской голос и превалирует мужская точка зрения. И тут есть своя логика. Раз у нас есть мужчины - хотя их и меньшинство - то надо же им что-то иногда читать и где-то порою даже высказываться? Ведь что есть демократия? Демократия есть защита пра­ва меньшинства! Например, на высказывание. Пра­ва злых, умных, язвительных мужчин один раз в неде­лю (им для этого четверг отвели) сказать все, что они на самом деле думают о себе. И, конечно, о женщи­нах. Ну и о всякой всячине... На страницах "Сердцееда" не найдешь пустых, но позитивных деклараций ("мужчина должен быть мужественен, а женщина — женственной и все вместе должны быть добрыми и честными"), от которых у всех нормальных людей два раза в год- 23 февраля и 8 марта - просто разламы­вается голова. Зато портрет мужчины, каким его со­здала природа и каким, стало быть, он ей нужен, представлен там во всей красе.

Далее, о литературном стиле. Напрашивается ба­нальное сравнение: фраза, натянутая как тетива лука. В результате попадание точно в цель, как тут не воскликнуть: вот ведь могут же наши мужчины, когда захотят, точно в цель! Пусть это пока только "Сердце­ед" может, но уже отрадно, уже свет в конце тоннеля.

Конечно, стиль - это целиком заслуга уважаемого редактора. Уж что есть, то есть, не отнимешь, Окуджава как-то признался: мне, говорит, кризис Феллини интереснее взлета любой посредственности. Хорошо сказал! Вот и мне "Сердцеед" Кузьменкова ин­тереснее многих натужных хлопаньев крыльями. Ге­ниальный Остап Бендер тоже вынужден был зарабатывать на хлеб насущный тем, что выдавал себя за сына лейтенанта Шмидта. И очень изящно обозначал эту ситуацию как "каприз художника, джентльмен в поисках десятки". Короче, джентльмен может оказаться в какой угодно ситуации! Главное - сохранить при этом лицо и стиль.

И вот о чем я подумала. Для баланса и в целях дальнейшего процветания демократии должна по­дать свой голос, например, "Сердцеедка". Женщины уже стали предметом разговора, следовательно, пора переходить к следующему этапу. Пора злым и умным женщинам честно и откровенно высказывать один раз в неделю все, что они на самом деле думают о себе и о мужчинах. Ну, и о всякой всячине..."Сердцеед", будучи цивилизованным нахалом, начнет добровольно ограничивать свое право на высказывание, будет выдерживать паузу, уступая место дамам. И получится диалог! А не глас одинокого «Сердцееда» в пустыне.

... До Александра Александровича я все-таки дошла.  Воззрила на лицо, и началось... Сначала, конечно, за самый трудный первый год. Потом за коллектив. Потом - за свободу слова и другие прелести. Потом…  Да что там говорить! Все тосты сейчас и не вспомнишь! А в результате вот, пожалуйте, пишу очередную, статью к дате. И когда я научусь говорить твердое "нет" всем сердцеедам на свете?!

 

NN., Nезависимый Nаблюдатель,

«Сердцеед»