«СОН МНЕ СНИТСЯ: ВОТ ТЕ НА…»

 

Комплекс Эдипа, комплекс Электры, комплекс кастрации, комплекс неполноценности... Человеческая психика, если верить Фрейду, напоминает котел под давлением в несколько атмосфер, вот-вот грозящий взрывом. Однако взрывы не происходит в обыденной жизни, благодаря тому, что клапан котла на время приоткрывает выход подавленным инстинктам. Как и когда? В первую очередь - во сне.

Странные, запутанные сновидения во все века были предметом страхов и тол­кований: от библейского фараона с его тучными и тощими коровами до пушкин­ской Татьяны с ее шабашем монстров. Первые попытки научного их анализа были предприняты в середине прошлого пека, а к началу нынешнего определился и авторитет в области снотолкования - Зигмунд Фрейд. И по сю пору психологу трудно обойтись без ссылки на его ра­боты.

К сожалению, здесь не обойтись без нескольких общих фраз. Человеческой жизнью, по Фрейду, движет принцип удовольствия, и весь психический мир чело­века - это сумма его желаний, преимуще­ственно сексуальных, и опыт борьбы за их осуществление. Но принцип удовольствия сталкивается с принципом реаль­ности, требующим отказа от удоволь­ствий во имя объективных требований среды. Человеку приходится отказаться от большинства желаний без возможнос­ти их удовлетворения. В таких случаях содержание желаний, несовместимых с внешней средой, оказывается вытеснен­ным в область бессознательного. Но это не означает, что желания прекратили су­ществовать, и энергия, присущая им, из­жита. Они являются человеку, когда со­знание его ослаблено, в том числе и во сне. Кстати, такой взгляд на сновидения существовал с глубокой древности. Врач египетского царя Птоломея I - Герофил указывал на то, что часть сновидений послана богами, а часть возникает сама по себе из образов того, что мы себе желаем.

«Сновидение не похоже на неправиль­ную игру инструмента..., оно не бессмысленно, не абсурдно… Сновидение полноценное психическое явление» - утверждал З. Фрейд. Откуда же тогда берутся сны, приводящие в недоумение? З. Фрейд объяснял его своеобразием внешней среды, цензуры, создающей барьер для вытесненные желаний. По словам русского исследователя фрейдизма А. Залкинда: "На все попытки прорваться в сознание цензура реагирует устойчивым торможением, которого хватает на то, чтобы резко исказить сущность нелегального влечения». Поэтому, образы либидо, теснящиеся в бессознательном, являются в человеческих видениях в виде символов, которые надо расшифровать, дать им должное толкование.

Можно попытаться, по образу и подобию сонников, заполонивших прилавки, составить (в примитивной форме) своеобразный фрейдиский сонник. Разнообразны здесь будут символы мужских и женских половых органов. Первые классически представлены продолговатыми предметами: палки, ножи, змеи; вторые – углублениям: шкафы, печки, тарелки и т.д. К этой же группе символов можно отнести части человеческого лица: рот и губы – влагалище; нос - половой член, волосы на голове - лобковая растительность. Иногда половая сфера приобретает пейзажный вид: гора - лобок, лес - лобковые волосы, фасады домов - человеческие тела (соответственно гладкий фасад – мужчина, с украшениями - женщина). Подъем и спуск по лестнице, а также полет и падение - символы полового акта. Сюда же Фрейд относит еду за столом (стол, постель - атрибуты брака), ив сновидениях первый нередко замещает второй.

Современная психологии, активно возражает классическому психоанализу, утверждая, что сновидения продиктованы не только сексуальными импульсами, иногда это намек на существование проблем иного порядка, уже видимых на уровне подсознания, но еще неведомых рассудку.

А по большому счету, соотношение явного и скрытого содержания сновидений и путь, которым первое преобразуется во второе – дело тонкое и сложное, которое лучше предоставить профессионалам.

«Сердцеед»