ДУША И ПЛОТЬ

 

Любовь и секс у нас отчего-то принято разделять. Классика жанра: "Познакомлюсь с мужчиной, который способен любить душу, а не тело". Правомерно ли это? И как сосуществуют любовь и секс в мировых культурах?

Исследователи выделяют пять моделей этих взаимоотношений.

Модель первая: платоническая. Она предписывает бесполую, одухотворенную любовь. Секс в этой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека - поднять чувственность до обнаружения Бога, как выразился немецкий философ Ф. Шлейермахер. Подобный тип отношений пышным цветом расцвел в Средние века, когда рыцарство увлекалось куртуазной любовью. В основе ее лежал культ Прекрасной Дамы, во многом схожий с культом Богоматери. Дама сердца, согласно канонам куртуазной любви, - существо недоступное (а лучше, если замужем) и боготворимое. "Возлюбленная была мировой величиной для чувств любящего, и рыцарская любовь возводила в событие малейший перелив ее взгляда, мельчайший трепет настроения. Все они были наполнены высшим - божественным - смыслом" (Ю. Рюриков "Цвета любви: от страсти до игры").

Модель вторая: сексуальная. В ней мужчину и женщину объединяет только половой акт. Так, например, жила допетровская Русь. Эротики тут было - хоть ложкой хлебай: святочные и купальские игрища, общие для баб и мужиков бани, знаменитые "заветные сказки" и проч. Голштинский дипломат XVII века Адам Олеарий писал: "Русские часто говорят о постыдных пороках, разврате и любодеянии, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые непристойные шутки, сопровождая их неприличными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе". В древнерусской литературе есть масса сюжетов о блуде: "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Соломонии бесноватой", "Сказание о молодце и девице" и т.д. А вот с любовью явный напряг: ни одного упоминания о ней...

Модель третья: чувственная. Здесь любовь отождествляется с половым влечением, и секс становится осью любви, ее главным моментом. Наиболее ярким примером этого может быть исламская культура. Пророк Мухаммед населил райские кущи прекрасными гуриями, которые ублажают правоверных, каждую ночь заново обретая девственность. Что уж говорить обо всем остальном? По количеству наставлений по технике секса мусульмане, пожалуй, переплюнули даже индусов: здесь и арабский "Благоуханный сад", и персидский "Трактат о мужских и женских удовольствиях", и узбекская "Книга о прелести женщин"... Даже в "Кабус-намэ" (это аналог нашего "Домостроя") включена особая глава, посвященная правилам совокупления.

Модель четвертая: противопоставляющая. Здесь любовь и секс - сферы противоположные, и одно существует в отрыве от другого. Эти правила прижились в Европе XIX века. Английский пастор М. Кроули вспоминал в своих мемуарах, что перед женитьбой на юной чистой девушке он чувствовал не вожделение, а сожаление по поводу ее унижения в первую брачную ночь. И даже Фрейд, сын своего времени, считал: "В своем сексуальном самоутверждении мужчина чувствует себя стесненным уважением к женщине и вполне развертывается в этом отношении только когда имеет дело с приниженным сексуальным объектом" (З. Фрейд "Об унижении любовной жизни"). Любить можно было порядочную женщину, а для секса существовали проститутки - в одном лишь Лондоне их насчитывалось 80 тысяч.

Модель пятая: интегральная. В ней любовь и секс образуют неразрывное единство. Так было в Японии в эпоху Хэйан (VIII-X века). При императорском дворе царил сущий свальный грех: порядочному кавалеру или порядочной даме подобало иметь кучу партнеров. Но весь этот промискуитет не мог существовать в отрыве от любви. Моральный кодекс предписывал увлекаться, терять голову, сочинять стихи после бурно проведенной ночи, обмениваться подарками "со значением" и т.д. Живым воплощением этих принципов стал Аривара-но Нарихира, который пользовался репутацией первостатейного кобеля, знатока амурного этикета и непревзойденного мастера любовной лирики.

А что выбрать для повседневного пользования - вам решать...

«Сердцеед»