КОМПЛЕКС ЭДИПА

 

Название этого общечеловеческого явления произошло от известной трагедии Софокла "Эдип". Напомним ее содержание.

Царь древнегреческого города Фивы получает оракул, в котором предсказывается, что он, царь, падет от руки собственного сына. Царь пытается обмануть судьбу и приказывает слуге отнести своего сына Эдипа в горы и там его умертвить. Слуга приказание господина выпол­няет, но лишь отчасти: сына в горы он относит, но не умерщвляет, а просто бросает в надежде, что тот погибнет сам. Но судьба позаботилась об Эдипе: его подобрала семья пастуха и на воспи­тание передала в другую царскую семью, в город Коринф. Эдип возмужал, и, узнав от прорицате­лей, что его отец надет от его руки, решает судьбу обмануть и царский дом в Коринфе покидает. На дороге с проезжавшей мимо колесницы его хлес­тнул кнутом возничий, добавил и пассажир, чего Эдип не стерпел, и ударом посоха убил сидящего в колеснице почтенного вида седовласого старца. Разумеется, Эдип не знал, что этот старец - его отец, возвращавшийся от прорицателей, которые подтвердили, что он от руки собственно сына все-таки погибнет. Убив отца, Эдип идет дальше, освобождает родной город Фивы (он еще не знает, что это его родной город) от поработившей его Сфинкс и в награду за это получает Фивы и его вдовствующую царицу, то есть свою мать, в жены. От этого кровосмесительного союза рож­даются дети. И хотя рождение детей, казалось бы, свидетельствует о благоволении богов, на Фивы обрушиваются одно за одним несчастья, что вынуждает царя Эдипа вновь обратиться к прорицателям. И те открывают ему, что причина несчастий города в гневе богов на кровосмеше­ние. Эдип в отчаянии выкалывает себе глаза и с дочерью уходит в изгнание.

"Эдип" - художественное произведение, гени­альная трагедия, а потому в жизни каждого человека в основных чертах воспроизводится. Дочь выбирает отца, сын - мать, и, чтобы этого не замечать, выкалывают себе глаза. Попытка про­тивиться судьбе ни к чему не приводит, сын все равно в помыслах отца умерщвляет. Отец Эдипа пытался судьбе противостоять, но смерти не избежал, а лишь утратил в жизни счастье отцов­ства.

Итак, как мы уже рассказывали в предыдущем номере, комплекс, кастрации опутывает практически все стороны жизни женщины и супружес­кую, в том числе. Девушкам не терпится "сдать себя в эксплуатацию", стать "как все", показать остальным женщинам, что она не последняя, поэтому в работу принимается любой мужской материал. Однако, если найдется среди них раз­борчивая, то, при наличии на нее спроса, непре­менно ее выбор падет на молодого человека, который хоть чем-то напоминает ей отца. Комплекс Эдипа не ограничивается инцестуозным выбором. Выйдя, наконец, замуж за челове­ка, напоминающего ей отца, после периода бла­женства от приобретения того, о чем она так долго мечтала и в чем ей так долго отказывали, начинается следующий неизбежный этап прояв­ления комплекса Эдипа. Образ отца напоминает женщине не только мгновения блаженной близо­сти, но и долгие-долгие часы, недели и годы горечи, порождённые необходимостью от него отказаться. Иными словами, в некоторой фазе развития супружества комплекс Эдипа неотвра­тимо диктует женщине отказаться от себя, как от женщины, и, соответственно, от своего мужа. То есть, жена-любовница при наличии сексуальных потребностей вдруг "утрачивает" интерес к генитальной близости с мужем.

Карен Хорни, психоаналитик, основатель современной женской психологии, сообщала, что за свою многолетнюю практику она встретила лишь одну женщину, которая спустя несколько лет после вступления в брак продолжала видеть в своем отце сексуальный объект. И эта женщина отличалась тем, что ее отец, когда она была десятилетней девочкой, в прямом смысле владел ей как женщиной. Все же остальные дочери, которыми отцы не овладевали, в супружеской жизни отказывались от роли любовниц. Тем самым, превращая постель в некую "супружескую обязанность". Считается, что половые потребности от невротического отказа не исчезают, более того, с возрастом, могут возрастать, поэтому многие женщины ищут удовлетворения на стороне. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: в сексуальном смысле женщина "любит" своего любовника, хотя не с таким удовольствием, как в медовый месяц мужа, но все-таки, а к мужу, который ей намного ближе и в сексуальном смысле и во всех прочих, относится намного прохладнее. Если же вследствие таких изменений наступает развод, то после него подобрав мужу заменитель, женщина будет о разводе жалеть, потому что при прочих равных условиях - первый лучше последующих.

Ввиду этого неизбежного, в силу закономерностей комплекса Эдипа, "охлаждения" (что, можно догадаться, чрезвычайно болезненно действует на мужа, а его кулаки - на жену) полагают, что браки "по старинке", когда мужа или супругу выбирали родители, предпочтительнее: пусть до венца никаких особых чувств и нет, разве что кроме некоторого оживления, но зато нет и после охлаждения, а потому ее чувства отстраненности от мужа для него будут не так оскорбительно. Естество требует эроса. Но, по мнению аналитиков, это не самый лучший выход. Лучше же обратиться к психологу, разорвать комплекс Эдипа, а потом уж с удовольствием отдаваться.

«Сердцеед»