ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ

 

С легкой руки классика, мы еще со школьной скамьи усвоили, что умом Россию не объять, у ней, родимой, особенная стать. Эта аксиоматичная истина применима к любой сфере нашей жизни. Попытаемся выяснить, в чем заключается специфика отношений мужчина и женщины в богоспасаемом отечестве.

 

«Только содрав кожу, возможно пробудить чувственность в московите».

Ш. Монтескье.

Описания "русской любви" всегда были на редкость противоречивы. «Ей приписывается особая духовность, целомудрие, отсутствие чувственности, вплоть до полной бестелесно­сти», - отмечает сексолог И. Кон и приводит в качестве примера русскую иконопись. В отличие от католической религиозной живо­писи, где обильно представлена живая плоть, в ней живет лишь один истонченный лик (сравните хотя бы тициановскую Магдалину с нашей Троеручницей). Православие настой­чиво изгоняло из жизни все плотское, сиречь бесовское. Протопоп Аввакум, возжелав пришедшую исповедаться блудницу, держал руку над пламенем свечи до тех пор, пока влечение не уступило боли. Следствием, стала бесполость наших идеалов. Образцовая рус­ская женщина - верная супруга и доброде­тельная мать, но отнюдь не любовница. Вспомните пушкинскую Татьяну: "Я другому отдана и буду век ему верна".

Идеалам активно противостояла повсед­невность. Заезжие иностранцы дружно отме­чали едва ли не полное отсутствие стыдли­вости у наших предков. Голштинский дипло­мат XVII века Адам Олеарий писал, что русские часто "говорят... о постыдных пороках, разврате и любодеяниях..., и тот, кто наиболее сквернословит, и отпускает самые непристойные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и счита­ется лучшим и приятнейшим в обществе". Исследования брачных отношений России XIX века также заставляют усомниться в непорочности русского человека: половое поведение дворянки предусматривало полное целомудрие до свадьбы, но допускало супру­жескую неверность, крестьянская мораль, хоть и поощряла верность в браке, но позволяла полную свободу добрачных отно­шений.

Результатом стала разобщенность любви - возвышенной и платонической и секса - низменного и похабного. Золотой середины, где телесное и духовное начала были бы гармоничны, Россия не ведала. Ведущий специалист Института славяноведения и бал­канистики РАН Г. Гачев отмечает: "Что такое секс... для русской женщины и для русского мужчины. Это не есть дар Божий, благо, ровное тепло, что обогревает жизнь. В России это событие – не будни, но как раз стихийное бедствие, землетрясение, эпидемия, после которой жить больше нельзя, а остается лишь омут».

 

«У советских собственная гордость».

В. Маяковский

Пролетарская революция на первых порах была и революцией сексуальной. Большевики проделали неслыханный эксперт подчинив половую жизнь интересам класса. А. Залкинд, автор одиозных "12 пололовых заповедей революционного пролетариата писал, что половое влечение к классово чуждому элементу - такое же извращение, как и влечение к крокодилу. Впрочем, он допускал полную вседозволенность между социально близкими. Если говорить об архетипах первых лет Советской власти, таковым вполне могла быть Инесса Apманд, сменявшая дворянство на членство в PСДРП и мужа-барона на вождя мирового пролетариата. Мораль 20-х годов укладывается в известные строчки о том, что и в поцелуе должен пламенеть "красный цвет республик".

Впрочем, продолжалось это недолго. Сталин, великий государственник, прекрасно понимал, что секс - сфера вне партийного контроля, а стало быть проявление проявление личной свободы в ущерб всевластию. Если половой акт и не был внесен в печально известную статью 58 УК, то, вероятно, потому, что стране были нужны были рабочие и солдаты. Сексуальная энергия человека сублимировалась всеми мыслимыми способами. Не зря единственная любовная сцена в кинематографе 30-х Петька + Анка в "Чапаеве" - разыграна в присутствии пулемета. Нет нужды подробно говорить, что социализм выработал двойной стандарт в половом поведении русского человека. Рядовой советский гражданин обязан был всецело выложиться на ударных стройках, аппаратчику дозволялись утехи в обкомовских саунах. А что же любовь в СССР? Во введенном в середине учебнике "Этика и психология семейной жизни" эта тема начиналась с рассуждения о любви к Родине. С такими-то искореженными психосексуальными установками вступили мы в перестроечное время, с его валютной, проституцией, играми детей в "ромашку" и конкурсами красоты.

«За державу обидно».

Таможенник Верещагин

Русская любовь, изнасилованная православием и выхолощенная коммунизмом, согласно характеристике Г. Гачева, это - вязкая тягучесть, аморфность, неразрешимость… Полноте, жива ли она хотя бы в таком виде?

«Занимайтесь любовью, а не войнам» - таков был девиз сексуальной революции на Западе. Девизом русской сексуальной революции 90-х могло бы стать что-то вроде «занимайтесь любовью как бизнесом». Россияне всерьез перепутали революцию в человеческих отношениях с их коммерциализацией. С января по июнь 1997 г. в УВД Центрального округа Москвы было доставлено 21 проститутка, а в 1898 году в белокаменной их насчитывалось уже 1693. Едва ли не стократный рост... А что же те, кто не вышел пока на панель? Вот данные недавнего анкетирования, опубликованные в «АиФ» из 200 опрошенных женщин 43 сознались, что вступали в интимные отношения, преследуя какую-либо выгоду, и еще 95 вполне к этому готовы. Если брать некоммерческую сторону взаимоотношений между полами, то очень показательны результаты опроса И. Кона среди российских тинейджеров - 10% девушек, вовсе не знали своего сексуального партнера, а 9% были с ним меньше недели. С юношами происходят еще более интересные веши - с первой сексуальной партнершей не был знаком, каждый четвертый из опрошенных.

Так что же такое «любить по-русски».

«Сердцеед»