НАШ НЕМОЙ ЯЗЫК

 

Американские исследователи, установили, что с помощью вербальных средств общения (слов) передается лишь 7% информации. 38% мы черпаем из звука (включая тон голоса, интонацию). Самая большая часть - 55% приходится на долю телодвижений, мимики и жестов. Следовательно, чтобы получить максимум сведений о человеке и его намерениях нужно понимать язык тела. Как именно толковать невербальные послания? Этим занимается сравнительно молодая отрасль психологической науки – кинесика. Несмотря на ограниченный круг специалистов, в этой области, кинесика успела создать обширную литературу, толкующую позы, жесты, выражения лица и проч. Невозможно в рамках одной публикации рассмотреть все тонкости невербального языка, поэтому остановимся на выражениях симпатии к потенциальному партнеру.

 

В первую очередь - о лице, которое, известно, зеркало души. Здесь не повредят некоторые элементарные сведе­ния из биологии. Дарвин считал, что лица людей, независимо от их культурной принадлежности, одинаково выражают эмоции. Он обосновывал это убеждение эволюционным происхождением челове­ка. В середине 60-х годов XX века трое американских ученых - Экман и Фризен из Калифорнийского нейропсихиатрического института и Сорензон из Националь­ного института неврологических и глаз­ных болезней - подтвердили и развили эту гипотезу. По их мнению, существуют врожденные подкорковые программы, которые определяют универсальные ли­цевые проявления каждого из первичных аффектов. Проще говоря, мозг каждого человека запрограммирован приподни­мать уголки губ при ощущении счастья, опускать их при разочаровании, морщить лоб при раздумьях и т.д. Словом, мимика каждого человека одинаково выдает его реакции.

Первое, на что следует обратить внимание - глаза. Американец Э. Гесс открыл интересный кинесический сигнал: неосознанное расширение зрачков, когда глаз видит что-то приятное. Так, соглас­но его наблюдениям, зрачок нормального мужчины, когда тот видит изображение обнаженной женщины, в среднем увели­чивается в два раза.

О многом могут рассказать губы, в особенности губы женщины. Всем изве­стно, насколько важна в возникновении симпатии искренняя, открытая улыбка. Более того, по утверждению биолога Д. Морица, губы символически изображают женские гениталии. Слегка приоткрытый влажный рот собеседницы - это уже бессознательный намек. Плотно сжатые губы означают совершенно обратную реакцию, закушенные страх и взволнованность, попытку контролировать свое эмоциональное состояние.

О потенциальном партнере можно судить по открытости его тела. Как правило, "закрытые позы" (скрещенные на груди руки, сжатые или скрещенные ноги) - это охрана своей личной терри­тории, знак того, что сюда нельзя вторгаться. (Впрочем, один из ведущих специалистов в области кинетики Р. Л. Бердуистелл полагает, что никакое поло­жения тела само по себе не имеет точного смысла. Так, скрещенные на груди руки, в зависимости от ситуации, можно истолковать и наоборот: "я не получаю того, что хочу, поэтому я закрыт, освободите меня, я готов к общению".)

Есть и специфически мужские и жен­ские невербальные сигналы о собствен­ной сексуальности. Мужчина, как правило, неосознанно пытается обратить вни­мание женщины на свои гениталии. Например, для этого он садится, расста­вив ноги. Еще один выразительный способ: стоя, заложить большие пальцы рук за пояс, и остальные пальцы при этом укажут как раз куда надо. Женщина подчеркивает свою открытость движениями бедер, плеч рук. Она может. например, слегка раздвинуть колени. Или слегка приподнять округленное плечо, - этот жест можно квалифицировать как имитацию груди. Как проявление женской симпатии можно истолковать демонстрацию нежной кожи на внутренней стороне запястья. Очень эротично выглядит игра с предметами цилиндрической формы: ножкой бокала, например.

Верным признаком того, что человек желает обратить на себя внимание является "поведение прихорашивания", которое демонстрируют представители обоих полов. Женщина может начать поправлять прическу или макияж, мужчина - расправлять складки на брюках или поправлять узел галстука.

Существенная составляющая невер­бального языка - прикосновения. Они показывают, что объект вашей симпатии не возражает против вашего присут­ствия в его пространстве. Зачастую человек первым не идет на прикоснове­ние, но настойчиво показывает желание, чтобы к нему прикоснулись. Знаком такого желания может быть, к примеру, рука, тянущаяся к вам, то отступая, то приближаясь.

Если вы импонируете вашему предмету, он непроизвольно начинает повторять ваши жесты. Это - прямое указание на, то, что ухаживание уже началось.

Впрочем, отмечает американский психоаналитик Д. Фаст, зачастую сексуальные позы и жесты используются не по прямому назначению, а лишь как средство установить более тесный контакт возможно, и не без корыстных целей.

Один из способов дать партнеру понять, что сигналы флирта не нужно принимать всерьез - жест или движение головой в сторону кого-то из присутствующих ("мы не одни"). Контакт может прерваться' если один из собеседников повышает голос, чтобы включить в общение кого-то третьего. Еще один способ перевода ситуации на несексуальный уровень - ссылка в разговоре на жену, мужа, друга.

А сейчас - о самом неприятном, выражениях антипатии на невербальном языке. Если собеседник во время вашего рассказа прикасается к своему рту, он подозревает вас во лжи. Почесывание уха - попытка слушателя отгородиться от того, что ему говорят. Рука, используемая как опора - признак скуки. Сжать в кулак пальцы - свидетельство враждебной позиции. Однако следует помнить приведений выше утверждение Р. Л. Бердуистелла о том, что ни один жест сам по себе не выражает эмоцию. Положение тела, рук и т.д. надо воспринимать в контексте ситуации: совокупно со взглядами, интонациями, мимикой. Чтобы верно понимать язык тела, нужно суммировать сигналы. Лишь в этом случае вы буде застрахованы от разочарований.

«Сердцеед»