HOMO AMANS: ДОН ЖУАН, ВЕРТЕР, КАЗАНОВА

 

Тип homo amans - человека любящего - неоднороден. Отношение к женщине – визитная карточка мужчины. Чаще всего его называют одним из трех имен - Дон Жуан, Вертер, Казанова. Что же свойственно этим типам, что отличает их друг от друга?

 

Дон Жуан - натура сильная и смелая, но хладнокровная. Суть его отношений с дру­гими - манипуляция людьми, использова­ние их в своих интересах. Ему неведомы ничьи потребности, кроме своих собствен­ных. Стендаль писал: "На великом рынке жизни это недобросовестный покупатель, который всегда берет и никогда не платит" (Стендаль "О любви"). Нет нужды лишний раз повторять, что женщина для этого типа мужчин - дичь, которая после удачной охоты сразу теряет свою значимость и становится ненужной.

В последнее время многие сексологи, в том числе наш Л. Щеглов и поляк 3. Лев-Старович пытались анализировать поведение мужчин донжуанского типа. Ученые сошлись во мнениях: Дон Жуан проявляет потенцию лишь при первом половом контакте. И стимулировать его сексуальную активность способен лишь фактор новизны. "То, что внешне выглядит как "победное ше­ствие", по сути становится трагедией для мужчины, так как каждая его "победа" тут же переходит в поражение и так бесконеч­но" (Л. Щеглов "1001 ночь с доктором Щегловым").

По-видимому, корни такого поведения мужчин - психический атавизм, родом из раннего средневековья, когда женщина рас­сматривалась как сосуд зла, низшее суще­ство и объект презрения. Обладать женщи­ной в таком ментальном контексте означает унизить ее, лишний раз доказав ее гре­ховность. Не зря 3. Фрейд констатировал, что мужчина зачастую способен полностью проявить потенцию лишь при контакте с низшим половым объектом. В сущности, о том же самом писал С. Цвейг, характеризируя Дон Жуана как психотип: "...лишь крайняя ненависть гонит его навстречу женщинам. Этот садист души стремится унизить, опозорить и оскорбить весь женский пол". С. Цвейг "Три певца свой жизни").

Что за душой у мужчины такого типа? Скорее всего - страх перед противоположным полом, подсознательное чувство собственной неполноценности и отчуждения от психоэмоционального мира женщины.

Образ Вертера, героя И. Гете символизирует качества прямо противоположные донжуанским. Любовь его полностью оторвана от реальной жизни, сверх меры мечтательна и возвышенна. Если Дон Жуан стремится унизить женщину, то Вертер идеализирует ее, совершенно не замечая реалий.

Это тоже своего рода атавизм, но более позднего происхождения – ренессансного, когда в католической Европе возник культ Мадонны, а следом за ним - культ рыцарского служения Прекрасной Даме. Женщина здесь изначально недоступна, эротическое желание по отношению к ней не только предосудительно, но и невозможно, недопустимо. (Недаром, единственный раз поцеловав возлюбленную, Вертер считает свою земную миссию завершенной и кончает с собой). Мужчина этого типа идеализирует возлюбленную, лишая ее телесной оболочки.

Сложнее истолковать еще один тип мужского поведения - Казанову. В отличие от двух предыдущих персонажей это реальный человек. "Муж всех жен Италии", называли его при жизни. "Такое неуемное, ни с чем не считающиеся libido, как у Казановы побеждает все препятствия и ничего не пропускает; нет аномалии, которая бы его не возбуждала, нет абсурда, который бы его отрезвил". (С. Цвейг «три певца своей жизни»).

В толковании феномена Казановы среди специалистов нет единомыслия. Сексолог А. Васютин считает: "Казанова на самом деле являлся сексуальным психопатом. Попробовал одну, две, ну, ... сто! Этого вполне хватает для любого нормального мужчины" (А. Васютин "Мы будем счастливы вместе"). Психотерапевт Д. Еникеева другого мнения: "Казанова был сексуальным альтруистом. Соблазняя женщину, он ставил своей целью доставить ей высшее наслаждение. Наверное мужчинам не мешало бы призадуматься над этим и принять во внимание опыт самого знаменитого и искусного любовника, чье имя стало нарицательным" (Д. Еникеева "Сексуальная жизнь женщины").

Если суммировать все мнения, мы получим портрет человека холодного и недоступного для эмоционального контакта, но в то же время и способностью наделенного способностью к утонченной мимикрии. Это позволяет мужчине данного типа учесть особенности каждой конкретной женщины, выбрать тот имидж и стиль поведения, создать ту атмосферу, которая необходима партнерше.

 «Сердцеед»