КТО О ЧЕМ, А ПЫТЛИВЫЙ УМ О БАНЕ
На прошлой неделе в ВОКе "Тонус" синим по белому клочку бумаги было написано: "Женщины! Сегодня, моем вас в мужском отделении".
Что сразу бросается в глаза в этом, так называемом, объявлении? бросается отсутствие правды жизни. Впрочем, у нас в учреждениях никогда не умели писать лаконичных и по-настоящему реалистических объявлений. Еще во времена "угара НЭПа" О.Бендер сетовал по поводу информации, помещенной на двери магазина одежды: "Штанов нет!". Но мы отвлеклись...
Итак, почему этот клочок бумаги искажает нашу действительность? Будем резче: огрубляет ее и не даст никакого представления о духовных процессах современности?
ЖЕНЩИНЫ ИДУТ В БАНЮ НЕ МЫТЬСЯ, А ОТВОДИТЬ ДУШУ. Несомненно, это самая главная этнографическая правда о наших современницах. Для отвода души была отвоевана специальная территория - женское отделение общественной бани, - куда не ступала нога мужчины (блуждающие электрики и сантехники не в счет: их, как и гинекологов, не стесняются). Поэтому перенесение обряда в другое пространство всегда настораживает. Тем более, в такое пространство...
Сразу возник вопрос: имеется ли там все необходимое для ритуала, как-то: парная, сауна, бассейн? Служитель культа (банщик) заверил, что все в наличии.. Но вопрос "на засыпку" - а чисто ли там? - его добил. "Ну, бабоньки, вы уж вообще..." Повздыхав, бабоньки, тем не менее, шли в неведомое: в мужское отделение.
Тут же сами собой пошли сравнения, что, конечно, возможно только при наличии поэтической жилки. Сравнивать начали с окон. В женском отделении окна или занавешены, или закрашены, а в мужском - прозрачные. И правильно: что там, в мужском отделении, смотреть-то? Зато из окон мужского отделения видна даль светлая, в которую плавно переходит улица Гагарина.
Все в мужской бане как-то голо, сквозняково и неуютно. В планировке нет простоты, что заставляет плутать в поисках нужной двери. Заблудшие женщины то и дело в растерянности выходили к кассам. Там, натурально, стоят разнополые и разновозрастные люди, самое главное, одетые, и вдруг перед ними вырастает дама с веником, на которой нет ничего, кроме рукавиц и шапки. Каково это пережить? Однако вернемся туда, откуда эта дама по недоразумению вышла.
Безусловно, мужское отделение выдержано в строгом, стиле "а-ля казарма". К этому надо привыкнуть. Безжалостно яркий свет усугубляет стильность. По дамской же половине, как правило, царит будуарный полумрак. Но и у мужчин можно найти много положительного. Только это положительное лежит не на поверхности, а в глубине. Например, на дне бассейна.
Оно - дно - покрыто мозаикой из голубых плиточных треугольников, что вызывает, во-первых, ощущение необыкновенной прозрачности воды, во-вторых, улыбки на лицах ныряющих. В женском же отделении дно бассейна темное. Что вызывает ощущение темного омута, в котором известно кто водится...
Еще о хорошем. Сначала возникает смутное предчувствие хорошего. Потом самые отчаянные из дам решаются высказать догадку вслух: у мужиков жарче! В ходе эксперимента, за чистоту которого можно поручиться, было установлено следующее. В женской парилке нужная атмосфера нагнетается после 7, а то и 9 ковшей воды, выплеснутых на раскаленные камни. В мужской - достаточно "поддать" 3-4 ковша. Уже после второго можно приступать к процессу. То есть, прохаживаться веничком по ступням, лодыжкам, бедрам и т.д. - главное, двигайся по направлению снизу вверх. После третьего начинает обжигать руку с веником. Мужская парилка предполагает активные действия, женская- располагает к неторопливой беседе. О чем говорят женщины в отсутствие мужчин? О жизни после смерти. О перевоплощениях. О том, что "один мужик в Италии нашел плащ, в который заворачивался Христос". О мэре родного города и президенте Америки...
В сауне у мужиков тоже жарче и, соответственно, суше. К тому же, мужская сауна желтее, что наводит на мысль о недавнем ремонте. Но возможно и другое: с дам сходит в несколько раз больше пота, что заставляет дерево женской сауны коричневеть.
Теперь о самой большой "мужской" загадке - о комнате отдыха. Ее интерьер предельно элегантен: нет ничего. Кроме обшитых деревом стен и встроенных лавок. Однако, потолок являет собою пищу для пытливого ума. На первый взгляд он являет золотистую этикетку с бутылки, предположительно, из-под пива. Тут же начинают мучить вопросы: что на ней написано? Как она вообще туда попала, особенно, если учесть, что расстояние между полом и потолком 3,5 метра? Представляется следующая картина. Мужчины, голые и скользкие, несут стремянку (где взяли?), по которой с риском для жизни и шваброй в руке потом поднимаются. Устремленные ввысь, с поднятой шваброй, на конце которой размещена этикетка, они достигают своего потолка. Этикетка, допустим, прилагает… По возникает следующий вопрос: зачем им это надо? И вот тут мы приближается к таким безднам мужской психологии, -в которые лучше сейчас не нырять… Вместо этого автор объяснит, почему не любит голливудские фильмы на исторические темы.
Эти фильмы не достаточно убедительно рассказывают о том, как хреново было раньше. А без полнокровного ощущения хреновости прошлого разве можно ощутить всю прелесть текущего момента?
Простой пример на близкую нам тему. Голливудский актер, выйдя из финской сауны, омывшись в душе становится перед камерой, облаченный в камзол, и в парике. Хочет, чтобы его все принимали за Короля - солнце Людовика. Голливудская дива, выйдя оттуда же и после того же, очутившись перед той же камерой, хочет, чтобы все поверили, что она королевская фаворитка. Пока она движется от сауны до камеры, парикмахер успевает высоко взбить ее блестящие от шампуня волосы, а костюмер - прикрыть в некоторых местах ее тело платьем от Живанши. Отглаженным, кстати, утюгом фирмы "Тефаль".
Американцы наивны, как дети. Поэтому американский зритель своим актерам верит. И начинает завидовать: как все красиво было во времена Людовика и как все плохо, сейчас.
Однако из достоверных источников известно, что современников Людовика (как, впрочем, и его самого) с большой натяжкой можно назвать чистоплотными.
На сооружение одной дамской прически уходили сутки. Поэтому дамы свои головки берегли и старались не мыть в течение месяца. Мужчины эти старания поощряли и тоже воды сторонились. Когда к 18 веку самых способных из европейских аристократов окончательно отучили есть из общей чашки, сморкаться за столом и cпать сообща голыми в одной постели, только тогда изменилось отношение и к омовению. Вилка, носовой платок, ночная рубашка и индивидуальная ванна долгое время считались предметами роскоши, как у нас сейчас "Мерседес".
Вот почему автор, воспитанный ни традициях русской школы реализма, не может смотреть голливудские исторические картины. "Не верю!". Не хватает правды жизни: кишащих в прическах фавориток насекомых и эффекта, производимого телом, которое лишь протирали влажной тряпочкой в прошлом месяце.
Эстет и этнограф ЭНСКАЯ, «Сердцеед»