ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ

 

Великий Пост. Время потолковать об исконном, сермяжном и домотканом, да не шибко хочется. А не согрешить ли? Потолковать-то потолкуем, - да о том, как любила Святая Русь...

Не надо строить иллюзий, приписывая нашим дальним и близким предкам поголовную бесполость. Сексолог И. Кон отмечал, что для славян-язычников "сексуальность была космическим принципом. Женственная березка нежно и страстно сплеталась с могучим дубом. Мать-сыра земля оплодотворялась небесным дождем" (И. Кон "Вкус запретного плода"). Ну и со всеми вытекающими... По свидетельству летописца Нестора, древляне и поляне жен и дев умыкали (читай: насиловали) "звериным обычаем", а Владимир Красно Солнышко был до крещения самым натуральным половым хулиганом: 300 наложниц в Белгороде да 300 в Вышгороде, да 200 в Овруче. И это, заметьте, при семи законных женах...

Правда, православие несколько подзакрутило гайки, да не тут-то было. В XVII веке голштинский дипломат Адам Олеарий писал: "Московиты часто говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих и других лиц, рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается лучшим и приятнейшим в обществе". Да и наши церковные иерархи на Стоглавом соборе сетовали на то, что на вечерках творится "отроком осквернение, а девам розстление".

В старину живали деды веселей своих внучат. Хотя смотря чьи деды... Среди дворянства и у городского сословия был принят такой стереотип полового поведения: целомудрие до брака и некоторые вольности после оного. Крестьянство же поступало с точностью до наоборот: полная свобода до брака и столь же строгое воздержание после венца. В иных губерниях так и велось: чем скорее девка приносила в подоле, тем охотнее брали ее замуж. Исследователи брачных отношений XIX века зафиксировали, что у даурских казаков и архангельских поморов (то бишь там, где пережитки язычества были наиболее сильны) на вечеринках у молодежи царил половой беспредел. Этнограф В. Тенищев в 1890-х годах писал о нравах Пошехонья: "На деревенских беседах... были "гаски". Молодежь, оставшись одна, гасила лучину и вступала между собою в свальный грех". На русском Севере вплоть до начала ХХ века сохранялась так называемая "яровуха" (в честь языческого божества Ярилы): в доме жениха перед свадьбой собирались парни с девками и, изрядно заложив за воротник, принимались петь похабные песни и скакать, задирая подолы. Заканчивалось все сном вповалку. Секса на "яровухе" обычаи не допускали, зато позволяли самый что ни на есть крутой петтинг.

Впрочем кое-где считали нужным следить за девичьим целомудрием. Но надзор был так себе - сквозь пальцы. Самое страшное, что могло произойти, буде невеста оказывалась не целкой: на нее после первой брачной ночи надевали хомут, который как бы относил грешницу к животному миру, то есть к существам, не ведающим культурных запретов. Иногда новоиспеченная свекровь пекла пустой, без начинки пирог, а молодой муж наливал тестю бражки в дырявую чарку. Да еще вместо бубенца к дуге свадебного поезда привязывали лапоть.

Что деды жили веселей своих внучат - это точно. Однако не только веселее, но и мудрее. Добрачный блуд молодежи был самой натуральной школой полового воспитания. И с чисто житейской точки зрения он оправдан: чтобы после венца налево не тянуло. А эротические обряды и игрища были приурочены к календарному циклу и, по сути дела, выполняли роль карнавала: релакс нужен не только в Рио-де-Жанейро, но и в Вятской губернии. Да и строилось-то сексуальное поведение наших предков на двух от соворения мира незыблемых принципах: "делу - время, потехе - час" и "не согрешишь - не покаешься"...

 

***

 

Исчерпав тему языческого полового беспредела, мы вступаем на церковную территорию. Ибо наша сегодняшняя тема - старорусский брак...

Так уж повелось, что секс у нас считался делом сугубо греховным. Пример: на святочных эротических игрищах предки наши считали нужным рядиться в рогатые хари, подчеркивая тем самым свою причастность к бесовщине. Брак же освящался церковью и был причислен к семи таинствам православия. В общем, семья на Руси имела отношение к сексу лишь постольку поскольку - по крайней мере, официально...

Честно скажем: брак - предприятие куда как рискованное. Поэтому поддержка свыше тут просто необходима. Никому не ведомо, имеют ли иерейское благословение и троекратный променад вокруг аналоя реальную силу. Но психотерапевтического их воздействия отрицать нельзя: формула "с нами Бог, никто же на ны" - сильная позитивная установка. К тому же считалось, что венец все покрывает - даже блуд...

Поэтому подготовка к семейной жизни у наших предков была форменным аутотренингом. Наиболее заботливые мамаши заставляли дочерей, начиная лет с 14, ежевечерне возносить молитву о благополучном замужестве Николе-угоднику. (Почему именно ему? Предание гласит, что чудотворец Николай пожертвовал немалые деньги, чтобы помочь вчистую разорившемуся мужику выдать замуж трех дочек-бесприданниц, и тем самым спас барышень от проституции.)

Идти под венец следовало в строго отведенное для этого время. Для того, чтобы Господь с присными своими благословил молодую чету, брак нельзя было заключать во время двух самых важных в году постов - Великого и Рождественского. Наиболее благоприятный период для венчания начинался на третьей неделе после Пасхи и длился до осени. Православные охотно играли свадьбы и в мясоед. Не рекомендовалось венчаться в постные дни, то бишь в среду и пятницу.

Сам же венчальный обряд настраивал молодых на благотворное домостроевское единоначалие в семье. "Да убоится жена своего мужа" - и никакого, на фиг, феминизма!

Но на Бога надейся, а сам не плошай - предки наши знали это не хуже, чем "Отче наш". И поступали соответственно. Аксиома: уживаются друг с другом равные и одинаковые. Неписанное мудрое правило практически исключало мезальянсы между представителями разных сословий. А кроме того, в русский свадебный чин был включен период обручения - на предмет проверки чувств, взаимного испытания на психологическую совместимость. Длился этот процесс от полугода до года (вспомните хоть Наташу Ростову и князя Андрея).

Если суммировать все перечисленное, то станет ясно, отчего разводы в дореволюционной России были крайне редки.

Другой вопрос: а как же, все-таки, обстояли дела с исполнением, мягко говоря, супружеских обязанностей? Православие регламентировало сексуальную жизнь россиян: плотским утехам нельзя было предаваться в среду, пятницу и воскресенье, а также во время постов и великих праздников - всего около 200 дней в году. Считалось, что ребенок, зачатый в неположенный день, уже несет на себе печать греха. Вообще-то церковь была за то, чтобы крещеный люд жил, "плотногодия не творяху", с максимальной аскезой, занимаясь любовью лишь "чадородия ради". Ибо заповедал апостол Павел: "Хорошо человеку не касаться женщины..." Однако некоторые особо продвинутые иерархи смотрели на это дело сквозь пальцы. Так, епископ новгородский Нифонт еще в XII веке имел смелость утверждать, что ежели супруги не смогли удержаться от близости в праздник, они достойны снисхождения. Что поделаешь: жизнь есть жизнь, и реальные отношения всегда сильно отличались от нормативных...

«Сердцеед»