ИНТЕРНЕТ – НАЧАЛО НООСФЕРЫ

 

Ответа на вопрос о смысле бытия еще не хватает.

М. Хайдеггер

                                                    

Я родился в докомпьютерную эру и еще застал эпоху промокашек, с помощью которых наше поколение в первых текстах «мама мыла рану» училось устранять излишек чернил на тетрадном листе. Я начал свое образование, когда каллиграфический почерк еще мог обес­печить успешность карьеры. Но мой приход в редакцию газеты уже был ознаменован техни­ческим переворотом, когда каждому литсотруднику выдавалась пишущая машинка. И я охотно принял подарок техпрогресса, отказавшись от писания рукой. Сегодня мои коллеги пошли дальше: на рабочих столах у них при­ютились бесшумные компьютеры, отсвечивающие в глазах огоньками будущего. Но сам я не смог работать, глядя на светящийся экран. Мне' показалось, что предтеча искусственного интеллекта покушается на мою личную свободу, порабощает мое «Я». И теперь лишь со

стороны, наблюдаю, изучаю возможности этих машин и восхищаюсь революционному пути искусственного разума, который помогает че­ловеческому уму полнее раскрывать возможности собственного  серого  вещества.

И потому с недоумением читал в «Литературной газете» серию материалов, где под броским лозунгом «Компьютерный недуг поражает человечество» глобальная сеть объявляется агрессором.

Журналисты запуганные «литературными бун­тами» машин, роботов и киборгов из фанта­стических книг, призывают нас на пороге тре­тьего тысячелетия к возрождению почти что луддизма, только на интеллектуальном уровне. Крушить машины сегодня трудно кого заставить, но есть желание поставить под сомнение здравый смысл технического прогресса. Так люди с гуманитарным образованием доказывают, что из них чаше всего получаются лучшие экстремисты, когда они   встречают   на   своем пути другой образ жизни и особенно другой способ мысли. Для гуманитария столкновение с реальным воплощением идеи, что все люди разные – это призыв к борьбе.

Что больше вcero пугает людей находящихся вне поля влияния Интернета - это уход из реальности. Что создается НЕОБЫТИЕ - ВИР­ТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. И с точки зрения едока хлеба и, как следствие, вынужденного, дефекатора, уход из повседневности в МИР «настоящего завтра» губителен для человечества тотальным распадом бытия на вечное будущее, до которого не дожить. И они спешат нас об этом предупредить, даже не замечая, что мы давно живем в ВИРТУАЛЪНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, с помощью которой человек ищет себя только, будущим. Мы жи­вем в виртуальной реальности техпрогресса и искусства, что задолго до эры Интернета ста­ли предтечами слома истории, которая по спирали, соблюдая законы линейного, време­ни, подвела нас к истоку новой истории, где готовится развиваться в заданном человеческим разумом направлении – ОДНОВРЕМЕННО В НИКУДА И ПОВСЮДУ.

Человеку закрепощенному   инстинктами,   ни понять, ни принять; это еще невозможно, поэтому встреча с ангелами и пророками  Интер­нета оборачивается желанием запихать их в больницы и   возродить концентрационные  лагеря. А чтобы не было мучительно больно за не демократичность, объявлять новый ход исто­рии  сумасшествием.

И поражает, что авторы, которых пугает поступь Интернета, проявляют полное неве­жество в вопросах русского космизма, идеи которого были изложены во второй половине прошлого и в первой половине этого века, которые совпадают с современней - практикой Интернета.

НООСФЕРА  -  кому  из  начитанных  совре­менников неизвестно это слово, внедренное в наше сознание работами Тейяр де Шардена и Владимира   Вернадского.   Разве   оно   кого-то испугало! Наоборот современные   мыслители активно включили в оборот девствующей культуры, хотя ни сами авторы, ни их последователи так и не смогли дать точ­ного определения ноосферы, как сферы деятельности разума. Как она действует, в каких координатах находится и чем объединяет. Одним словом, абстракция, которая должна  каким-то образом воплотиться в жизнь. Но как только стали прорисовываться первые черты ноосферы – телефон, радио, телевиденье и компью­терная сеть Интернет –вобравшая в себя всю сумму знаний, создавая глобальное человече­ство, объединение каждого со всеми, и всех с каждым, как тут же луддитски настроенные паникеры встревожились: из реального бытия уходят в виртуальную реальность лучшие умы и, прежде всего репродуктивная молодежь. И невдомек паникерам, что виртуальность не па­губный наркотический бред, а действующая новая реальность мировой, деревни. Да, пред­сказанный еще в прошлом веке Владимиром Соловьевым конец, всемирной истории и раз­витие этой идеи, на новом житейском материале Френсисом Фукуямой действительно сбывается, как не пытаются оспорить этот распад реалисты. Молодые первыми ощутили, что ход материальной истории изменился и вот - вот наступит остановка (всегда вчерашнее се­годня), поэтому они стремятся вовремя перескочить в мир иррациональности, где и будут развиваться основные события человеческого бытия. И здесь важно не задержаться, потому что от этого будет зависеть результативность первых шагов НЕОБЫТИЯ, где человек будет

выступать одновременно, как событие бытия и как со-бытие бытия. И не исключено, что затянувшиеся процесс сегодняшнего бытия с необытием, может оказаться вечным разломом - бытием небытия. В котором исчезнут все те, кто не приспособит свой разум к жизни в союзе с искусственным интеллектом. Вот почему молодежь, не обремененная историчес­ким опытом, так стремительно перескакивает с подножки реальности на дискету ирреальности.

Да, новое поколение открывает другой путь, который на самом деле более-менее был прочерчен русскими космистами. Достаточно. Но прежде все хотелось обратить внимание, что аскетический образ жизни большинства фанатов Интернета соответствует, тому, как жил классик русского космизма Николай Федоров. Как их предтеча, они обходятся малым в быту, и в то же время, к большим в духовной жизни, которая, провозглашается конечной целью человеческого разума, но при реальном воплощении почему-то абстракции: лучшие изобретатели и художники, поэты и музыканты зачастую - преследуемы и гонимы.

Да, повседневные заботы о хлебе насущном обременительны, как для космистов, так и для ангелов Интернета. Поэтому космисты в сво­их трудах развили теорию о таком способе существования человека, при котором он был логически отлучен от необходимости есть. А для этого была предложена автотрофность, то есть, как растения приучиться собирать все необходимое из газов, солей и воды под воздействием солнечной энергии, тем самым сведя бытовую жизнь к самодостаточности. У ангелов Интернета уже нет желания испол­нять завет Бога плодиться и размножаться. Автоэротизм – замкнутость на самого себя будущего человека – золотая идея космистов, которые считали сексуальность одряхлевшей и видели в затянувшемся процессе воспроизвод­ства себе подобных вечно продолжающийся тупик, тавтологию жизни. Они мечтали достичь слияния мужчины и женщины в третье высшее андрогинальное существо, а через это выйти на личное бессмертие, которое и вовсе должно отменить процесс деторождения. И развитие генной инженерии, которому сегодня противится все «непрогрессивное человечество» подтверждает, что такой путь вполне осваивается людьми, которые рушат устоявшиеся ус­тои бытия. К тому же появились сообщения о понижении мужского начала в природе и об усилении в окружающей среде женских гор­монов, что подсказывает о старте пока еще не видимого глазом эволюци­онного витка человечества в сторону соедине­ния двух полов в одну плоть.

А мечта ангелов Интернета о высшей фазе супердвижения через обладание суперинформацией  откликается в книгах русских космистов, мечтавших о выходе за ворота бытия. Но у них это была вселенная со звездами, а у нынешних это информационная Вселенная. Вроде бы разные вещи, хотя в процессе дальнейшего познания это может оказаться одним и тем же.  Ведь уж поставлена под сомнение идея прочности материи, и за основу мироздания принимается информация. Ведь сказано в Библии: «В начале было Слово» (читай – информация). Да и наш мозг с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния отражает по видимому, не то, что есть в действительности, а только то, что может отразиться в его глубинах. А появ­ление искусственного разума поможет воссоздать подлинную картину, в которой ИРРЕ­АЛЬНОСТЬ окажется достоверней, чем реаль­ность, зафиксированная серым веществом че­ловека.

Поэтому, игровая направленность Интерне­та, как это видится критикам глобальной сети, на самом деле - это обман зрения устаревше­го человека, человека неразумного, обреме­ненного инстинктами плоти, еще не познавше­го подлинную задачу дарованного ему разума. Но это человек заканчивающейся эпохи и ему на смену приходит ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ, как первый, хоть и литературной образец, образец отделения человека от тварьной сущности и выхода к чистому разуму. Я понимаю, как это звучит кощунственно сегод­ня для всех ныне здравствующих о двух но­гах, двух руках и одной голове, потому что мы усвоили ошибочную мысль, что человек (нынешний человек) - венец природы. На са­мом деле ее венцом является лишь наш мозг, усиленный искусственным интеллектом, синтез которых приведет к единоразумной всю нашу планету. А затем через необытие проляжет путь к МИРОВОМУ РАЗУМУ, составной час­тью которого и станут будущие люди. Нас ждет путь превращения в ничто - чтобы на самом деле стать всем и оживить КОСМОС ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ. Конечно, переход истории с пути рациональности на рельсы ИРРАЦИОНАЛЬНОГО можно задержать, но не остановить. Ведь глобальная компьютеризация уже не позволит повернуть человечеству назад, поскольку молодые умы уже захвачены перспективой рождения НООСФЕРЫ. Но в эту прекрасную пору из ныне здравствующих жить не придется. Впрочем для ныне здравствующих это и лучшее, ведь такой историчес­кий путь для нас будет выглядеть катастро­фично.

Владимир Монахов, мыслящий тростник,

«Братское компьютерное обозрение»