Подать рекламу и срочные платные объявления (вопросы и справки - по тел. 28-23-12):

.: наши издания :.

ХОЧУ ЖИТЬ В ДЕРЕВНЕ: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

В позапрошлом номере мы опубликовали первую часть большого интервью с Глебом Тюриным – основателем «Клуба развития территорий» - о том, что нужно учесть, если вы собрались переезжать в деревню на постоянное место жительства, что продумать, к чему быть готовым. Мы продолжаем наш разговор о новой для городского жителя  жизни.

- Есть еще один не менее важный вопрос, который сегодня зачастую упускается из виду – вопрос открытости общины, вопрос наличия связей с внешним миром. Или же мы создаем закрытый коллектив?

- Большинство людей ответят: «Да, мы формируем замкнутую команду, которая не хочет активно взаимодействовать с окружающей территорией». Причина этого в том, что мы понимаем, насколько люди, которые живут там, отличаются от нас, и извините, но зачастую при этом подразумевается «насколько те люди ниже нас». И нам с ними некомфортно, потому что многие из них утратили надежду, многие пьют, потому что живут в среде, которая представляет собой страшную безнадегу. И эти люди давно опустили руки, уже ничего не хотят и довольно негативно смотрят на жизнь. Но: если мы создали эту границу, то мы создали очень серьезное испытание для себя на долгие-долгие годы, потому что мы провели линию, которая может стать практически линией фронта. Ведь вы – чужие, вы – понаехавшие, вы непонятные, вы другие, почему вы вообще тут появились и решили сюда переехать? «Вы сектанты» - именно такое определение чаще всего дают переехавшим местные жители. Если мы говорим вообще, то для нас вопрос формирования нового мира, нового уклада – это вопрос на грани некой новой системы, при этом оказывается, что наша система такая маленькая, пока совсем непонятная, и она не вписана в ту систему, которая есть сегодня, более того – она с нею конфликтует. И это означает, что мы будем долгие-долгие годы терять энергию, и мы это сами запланировали, желая сделать свою общину закрытой. И решать эту проблему потом – будет труднее, чем на подготовительном этапе. И – дороже. Можно и по Жванецкому, конечно: «Мы сначала создаем себе проблему, чтобы потом ее успешно решать». Но мне кажется, что понимание того, что нас это ждет, понимание, что можно с этим сделать, понимание того, как мы можем все это изменить, является одним из самых главных активов, которые у нас есть. Для этого мы должны видеть себя частью той территории, на которую собрались переезжать. Если мы говорим о нашем предложении, о позитивной части, то мы не отгораживаемся от мира, мы не противопоставляем себя ему. Мы любим людей, которые живут на этой территории, мы хотим их понять и мы хотим им помочь. И мы хотим выстроить с ними дружеские, партнерские, добрососедские отношения. И готовим мы это до переезда. Мы начинаем с того, что мы объединяемся, выстраиваем связи между собой и видим себя как часть той территории, на которой мы хотим жить. Мы говорим: «Мы не замкнутый мир, мы - рядом с вами, мы – вместе с вами». А это значит, что мы выстраиваем партнерские отношения с людьми и выстраиваем партнерские отношения с властью. Про отношения с властью мы поговорим чуть позже. Сейчас же я хочу подчеркнуть главное – мы выстраиваем отношения с людьми: «Мы - дружественные, мы – вместе с вами, мы – не другие. Мы хотим построить общий мир, в котором и мы будем жить, и вам будет лучше». И конечно, это гораздо более сложная задача, более комплексная, и требует больше сил, времени, средств… Но я абсолютно убежден, что такой подход является гораздо более эффективным, и гораздо менее затратным по факту: требуя определенных затрат на входе, он обеспечивает в дальнейшем достаточно гармоничное и бесконфликтное сосуществование. Поэтому я бы призывал именно к такому способу формирования общин.

- В нашей беседе мы говорили о таком элементе, как «новая жизненная среда», и оставили его обсуждение напоследок. Что это и как она создается?

- Это, на самом деле, не один элемент – он включает в себя с десяток элементов. Основные из них – образование, здравоохранение, культура, досуг, архитектура, ландшафт, пространственное построение… То есть все, из чего жизненная среда и состоит, из чего состоит комфорт, благополучие жителей. Из всех обсуждавшихся нами элементов этот обсуждать легче всего, потому что даже при нехватке опыта нам понятно, где искать. И при этом есть достаточно наработок, которые можно собрать, проанализировать и понять, как действовать дальше. В образовании поселенцы уже создали прекрасный опыт: альтернативное, домашнее, частное, дистанционное, ноосферное и другие виды образования. Но главное тут в том, что мы понимаем, для чего и чему мы учим своих детей, и учим, в основном, сами. Со здравоохранением тоже, в общем, все понятно – это не традиционное медикаментозное лечение, а переход к каким-то практикам «здравосбережения», а не  здравоохранения: здоровый образ жизни, предупреждение заболеваний. Но даже с переносом в сельскую местность традиционной медицины позитивный опыт есть, и он доступен, и с ним можно работать. С культурой, досугом и развлечениями несколько сложнее, потому что тот огромный объем интересных возможностей, которые предлагает город, наверное, перенести в деревню сложно, но здесь уже есть много практик, в том числе и возврат к фольклору, саморазвлечениям, фестивалям, праздникам, гуляниям, песням… Есть уже и свои театры в деревнях. То есть с этим тоже понятно, что можно делать. А вот с последними элементами, которые мы называли – пространственным, архитектурным и ландшафтным построением жизненной среды, несмотря на огромный объем материалов, мне кажется, много спорного и много сложностей, потому что впервые за всю историю человечества в деревню возвращаются горожане (обычно было обратное движение) – люди, оторвавшиеся от своих корней, переносят в деревню какую-то новую культуру, которая является несколько чуждой настоящей русской деревне. Мне бы хотелось, честно говоря, чтобы мы восстановили патриархальную деревню, чтобы мы вернулись к ее корням. Пример - русский север с его ландшафтами, с северными избами и той компоновкой, которая веками сложилась удивительно гармонично, удивительно вписана в ландшафт. И над этим надо думать. Может быть, даже создать какие-то команды в каждом регионе, которые бы не просто говорили, что мы строим купольные дома, или «яйцевидные» конструкции, или эко-футур-полисы и тому подобное, а сочетали бы достижения цивилизации с той глубинной основой, теми традициями, которые есть на этой территории. Ведь крестьянские дома были построены удивительно разумно, даже учитывая тепло и энергосбережение, и бережное отношение к пространству, к окружающему пейзажу. Но и здесь много практик, которые могут нам помочь и значительно облегчить задачу. В общем, это достаточно оптимистичный элемент, дающий много возможностей действия – было бы только желание!

Ольга Артюхова

 

С Глебом Тюриным мы говорили о моделях коллективного развития территорий. На Урале уже приступили к строительству такого поселения. Но есть и другой путь – когда деревню развивает один человек, например, как предприниматель из Ярославской области.

В ПРИКАМЬЕ ПОСТРОЯТ ДЕРЕВНЮ ПО ДРЕВНЕРУССКИМ ТРАДИЦИЯМ

В Пермском крае появится необычная деревня, построенная по истинно русским традициям. Она расположится в Ильинском районе, на берегу залива между деревней Н. Семенцы и загородным поселком «Камские просторы».

- Это будет не экопоселение, не колхоз и не хутор. Это будет реальная русская деревня, поселение этнокультурного характера. Открываем его мы – семьи Медведевых и Малышевых, — рассказывает организатор проекта Юрий Медведев.

По его словам, деревня будет отличаться от экопоселения тем, что будет иметь улицы. В экопоселениях же улицы отсутствуют, и дома располагаются далеко друг от друга. В новой деревне дома будут строиться по русским традициям – из бревен, с печным отоплением. Воду здесь будут брать из родников. При этом жители деревни не собираются отказываться от электричества, сотовой связи, интернета, автомобиля и прочих благ цивилизации.

Строительство деревни начнется уже этой весной. Далее планируется, что в ней будут проходить народные праздники и семинары по русским традициям. Предполагается гостевое пространство – сюда можно будет приехать в выходные на рыбалку, покататься на лодке или верхом на лошади, попеть песни и поводить хороводы.

- Подобных деревень нет на Урале, и подозреваю, что в стране. Есть анастасийские посёлки, экопоселения. В отличие от них, мы будем стремиться к традиционному русскому укладу – это и массовые праздники, и семинары, и скот, и огороды. Все, как в традиции, — добавляет Юрий Медведев.

Семья Медведевых уже начала получать заявки от желающих строить деревню и поселиться в ней. Есть желающие из других городов, например, две семьи из Архангельска. Кто-то здесь будет жить постоянно, для кого-то это будет «летняя резиденция».

Сейчас организаторы думают, как назвать свое будущее поселение. Первый вариант – «Роданы», по названию культуры, чей археологический памятник находится на территории участка.

- Также есть версия «Истомино». Рядом было такое название, и моя мама была Истомина. И ещё одна версия - «Русаково», тоже по фамилии. Возможно, будет два названия. В марте мы проведем собрание по этому поводу, — делится другими вариантами Юрий Медведев.

 

РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ВОССТАНОВИЛ ЯРОСЛАВСКОЕ СЕЛО

Старинное село Вятское, основано более 500 лет назад, располагается в 30 км от Ярославля. Село по праву считается культурным наследием России. Здесь находится множество памятников, относящихся к различным эпохам жизни страны: памятник императору Александру II, два здания вятской школы, выполненных в известном стиле ХХ века — «Red Brick Schools», Музей русского предпринимательства, находящийся в старинном особняке, а также две церкви: Воскресенская и старообрядческая Успенская. Ещё одна достопримечательность села — часовня, возведенная над крещенской купелью, в основе которой лежит Ерехтанский родник. 

Идейным вдохновителем создания в Вятском туристического центра пять лет назад выступил ярославский бизнесмен 0. А. Жаров. При поддержки районной и сельской администрации началась реконструкция купеческих усадеб, появились музеи с интересными экспозициями. В 2010 году был открыт гостиничный комплекс «Вятское». Реконструкция и развитие села продолжается, а в планах создание «Золотого кольца Некрасовского района», включающего в себя Вятское — Красный Профинтерн с Понизовкинскими дворцами — Рыбницы с Опекушинскими местами — Грешнево с филиалом музея Некрасова. 

Когда бизнесмен Олег Жаров приехал сюда шесть лет назад, село было разрушено. Сейчас Вятское известно как туристический центр, а сам Жаров получил Государственную премию в области литературы и искусства за 2011 год  - именно за реставрацию села. Во время награждения особо было отмечено, что проект возрождения села Вятское реализован без помощи государства.

За несколько лет в Вятском восстановлены более 30 зданий , открыто семь музеев, создано 70 рабочих мест.

Пришлось им заниматься и проблемами, которыми вообще-то должны заниматься местные власти. "Если у кого-то прорвет трубу, идут ко мне,— говорит Жаров.— Ну а что делать? Ремонтируем. Забор у кого-то упадет, бабушка снова ко мне: "Алексеевич, по селу ведь туристы ходят, неудобно". Вид с балкончика гостиницы

- В первый год по Вятскому пройти было невозможно — кругом валялись бутылки, банки, склянки,— говорит Олег Жаров.— Никто ничего не убирал, все выбрасывали прямо на обочину или в кусты.

Сейчас Жаров, ярославская компания которого как раз занимается утилизацией отходов, купил два огромных финских контейнера, всюду расставил урны с большими желтыми табличками "Благодарим жителей и гостей села за соблюдение чистоты!". Он и сам не гнушается поднять оброненную кем-то бумажку. Местные сначала дивились: "В костюме, а мусор подбирает! Вот дикий!" Но со временем к порядку приучились все.

А есть довольные изменениями люди. "Какие наши ребята молодцы! - сказала нам эта женщина. - Раньше у нас в центре одни развалины были, а теперь чисто и красиво". Вятское, к слову, всегда славилось своими огурцами. Жаровы тоже пиарят огурцы всюду. Местные жители в сезон теперь туристам могут по 300 кг соленых огурчиков продать. Какая-никакая, а прибавка к пенсии.

То, что делается в Вятском, является меценатством лишь отчасти, помимо создания музеев Олег Жаров развивает туристический бизнес, занимается недвижимостью — скупает вятские усадьбы, восстанавливает их, а затем продает.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

.: Всё для вас :.
   
©, 2017, Press*Men

Газеты Поехали, Братская ярма