БЕСЕДЫ С НИКОЛАЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ
ПЕРНАЕМ
Два вечера провела я в гостях у Николая Васильевича Перная.
Но время, проведенное с интересным, разносторонним и глубоко мыслящим собеседником,
обладающим к тому же огромнейшим житейским опытом, пролетает незаметно…
Николай Васильевич имеет много званий и наград: Заслуженный
учитель России, кандидат педагогических наук, отличник среднего специального
образования СССР, отличник профтехобразования России, Почетный работник
начального профессионального образования России, Ветеран труда, Кавалер ордена
«Знак Почета». Он - автор и редактор шести научно-педагогических сборников,
четырех книг и более 35 статей по научно-педагогической тематике.
В настоящее время Николай Васильевич выступает с лекциями
перед учащимися и преподавателями учебных заведений города Братска (тематика
лекций: серия «Русь вчера, сегодня, завтра», серия «Энергетика любви» и
«Воспоминания ветерана Братска о первостроителях, о великих и славных делах
Братского комсомола»). В последние годы ведет научное исследование по проблемам
воспитания человека любящего на принципах педагогики любви. Автор и редактор
шести научно-педагогических сборников, четырех книг и более 35 статей по
научно-педагогической тематике.
Но, как очень точно назвал его Сергей Маслаков в одной из
своих статей, прежде всего, Николай Васильевич – Человек Любящий: любящий свое
дело, людей, жизнь во всех ее проявлениях. А еще он – человек трудящийся. Он не
может не работать, не может не писать: пишет он и научную литературу, в которой
делится своим огромным опытом педагога, и художественную прозу. Вот и поводом
для нашей встречи стал выход в свет двух новых книг Николая Васильевича: «Этюды
о природе Человека любящего» и сборник рассказов «Свежий ветер».
«Этюды…» представляют собой научные рассуждения о любви с
точки зрения психологии, философии и педагогики. Предваряет их вступление
автора, где он знакомит читателя со своей точкой о мире.
В этом труде дается обзор исследований о природе любви,
основываясь на которых автор выдвигает оригинальную гипотезу о том, что любовь
есть явление энергетическое, энергия любви является жизненной энергией
человека, энергия любви у каждого человека по мере его развития может либо
возрастать, либо угасать. Задача педагогики, которую автор называет педагогикой
любви, – развитие у человека энергии любви и воспитание его в духе Человека
любви (Homo amoris). Педагогика любви – это Путь, который выбирают Учитель и
Ученик. Опираясь на собственный богатый опыт, автор обосновывает концепции
педагогики любви.
Одна из главных особенностей этой книги в том, что она
является уникальной хрестоматией: каждая глава содержит в себе цитаты не одного
десятка авторов разных времен и народов, высказывавших свое мнение о любви,
ненависти и о природе человека. Достаточно сказать, что список изученных и
использованных автором источников насчитывает 431 пункт.
Эта книга адресована педагогам, родителям и всем тем, кто
находится на Пути самосовершенствования, кто ищет путь к Любви как основе
жизни.
Вторая книга Николая Васильевича - сборник рассказов
«Свежий ветер» - это, по сути, одна большая повесть, основанная на
воспоминаниях автора, но в то же время – не совсем автобиографичная.
Получив в первый вечер в подарок эту книгу, как ни поздно я
вернулась домой, я не могла не начать ее читать. Конечно, всю книгу прочесть я
не успела. И не только потому, что времени на это было мало. Она очень глубокая
по своему смыслу: после прочтения каждого рассказа нельзя сразу переключиться
на следующий, начинаешь думать, размышлять, представлять себя на месте героев…
Именно такие книги я и люблю – которые затрагивают душу, заставляют работать
мозг, теребят чувства, после которых ты хоть немного, но уже другой человек -
лучше, даже мудрее, может быть…
И, наверное, именно поэтому уже после прочтения даже
половины книги, у меня появилось много вопросов, которые я и задала автору.
- Николай Васильевич, насколько все-таки автобиографична Ваша
книга?
- Она написана на основе автобиографичных каких-то вещей.
Но, начиная с самого первого рассказа, там есть и художественные дополнения. Но
что такое – автобиографичная? Меня учили в учебном заведении, что если ты
пишешь мемуары, то должны быть только факты. Но если я вкладываю в уста матери
какие-то слова, то – по прошествии более семидесяти лет – ясно, что я немного
фантазирую. Большая часть описанного в сборнике – реальные события, но немного
измененные. Допустим, в книге «Вернись в дом свой» герой – Николай Пернай, в
этих рассказах – Павел Крестный (моя фамилия так и переводится с молдавского). В
сборнике есть рассказ, где герой попадает в поселок Брусничный. Но задача моя
была, в отличие от первой книги, – с одной стороны, рассказать подробности
личной жизни героя, с другой – трудности постижения им служебных истин, основ
педагогики. И если там какие-то примеры приводятся, то здесь я пишу о похожих
вещах, но, во-первых, описываю их более подробно, а во-вторых, еще и
обосновывая, почему это делалось и что из этого воспоследовало. И о любви я
пишу здесь совершенно по-другому. После выхода книги «Вернись в дом свой» меня
даже упрекали за то, что я вообще ни о семье, ни о любви в ней не написал, но я
там и задачу ставил перед собой – написать о любви к работе. А в этом сборнике
я пишу уже о любви к любви, о любви к женщине, которую зовут Люба. В моей
новой, уже законченной практически книге, она умирает, но все это было, было. Правда,
слова, которые написаны в книге, немного отличаются от слов, которые говорились
на самом деле. Некоторые герои в книге представлены чуть-чуть по-другому,
например, некий трудовик в Брусничном Костин. Я написал в книге, что он
отличался огромной силой, а потом вспомнил, что в другом рассказе у меня уже
есть герой, обладающий такой силой. А так быть не должно, и поэтому я переделал
это в рассказе в электронном варианте. Но в книге вышло так, как было
изначально написано. В сборнике отличаются от реальности мелкие детали, и
события выстраиваются немного в другой последовательности, чем происходили в
жизни. Мой герой Павел знакомится с Любой в 61-м году, поехав в Сухуми с другом
(был у меня такой друг на самом деле), а в жизни события немного по-другому
развивались. И в следующем рассказе – «Свежий ветер», по названию которого и
названа книга, тоже есть Люба, и она потом перекочевала и в повесть, вместе с
Павлом. Я пишу от первого лица – мне так больше нравится, мне кажется, что это
более доверительно, и лучше читается, и даже когда ты «грехи мира» на себя
берешь, все равно оно лучше читается: и ты мучаешься, и тебе сочувствуют, и
тебя лучше понимают.
«Я
вошел в лесополосу. Было прохладно и свежо. Здесь было полно живности: воробьи
шумными стайками суетились то в одном, то в другом месте. На меня они не
обращали никакого внимания, впрочем, как и я на них. Но вдруг над моей головой
послышалось хлопанье крыльев и что-то яркое и большое быстро пролетело вперед.
Бегом, не прячась, я проскочил мимо густого кустарника и увидел на невысокой
пушистой сосёнке большую птицу, которая сидела на верхней ветке. У неё была
маленькая головка цвета бледного яичного желтка с высоким хохолком и такая же
грудка, а крылья и хвост переливались цветами радуги, от буровато-красного до
индиго. Ничего похожего я никогда не видел – птица райская, да и только. Она
почему-то не сидела спокойно, а постоянно теребила лапками ветку, вздергивала
крылья и издавала довольно неприятные звуки. Я подошел к ней шагов на двадцать,
и она, сильно хлопая многоцветными крыльями, взлетела и полетела дальше с теми
же странными звуками. Я опять подходил к ней, и она опять улетала. О чем она
кричала? Крики были резкие, отрывистые, скрипучие, совсем не соответствующие её
красоте.
Нужно
было остановиться и оставить птицу в покое. Но я никак не мог понять, что за
существо явилось мне. Да и азарт какой-то проснулся. Что ж она не улетает
насовсем? Подальше? Вон, вороны улетели и не видать их. Дразнится она, что ли?
И в
один из моментов, не совсем понимая, что и зачем, следуя какому-то невнятному
посылу – сейчас я ей всыплю! – вскинул свой самопал.
И –
выстрелил.
Тут же
что-то ударило: не надо было!»
- Про грехи. История с самострелом и птицей – реальная?
- Абсолютно! Причем здесь все, до последнего, реальное. Я до сих пор не
знаю, как называется эта птица. Это на самом деле было в жизни, но Леню звали
не Леня, а по-другому, и все описанные в этом рассказе события происходили на
самом деле, но не в той последовательности. И это я убил птицу, и это было
единственное в жизни мое убийство живого существа, и с тех пор я никогда в
жизни ни в кого не стрелял. В жизни там было продолжение этой истории. Я очень
долго делал этот самопал, и он получился как немецкий автомат – я приспособил
две ручки к этому австрийскому стволу. И я на самом деле утопил его в выгребной
яме, хотя стрелял в птицу на самом деле я из ружья, ног утопил самопал в связи
с этой птицей. Мой отец, фронтовик, купил одностволку, чтобы осенью ходить на
зайцев и на лис, и она висела в хате. Я взял его и патрон и пошел. А самопал я
утопил еще и в связи с другими событиями. Помимо того, что женщины ругались
из-за него, как и описано в рассказе, мы ходили с ним и просто по мишеням
стреляли, и однажды на шоссе я выстрелил из него в дорожный знак. А дорожные
знаки тогда делались из стали, достаточно толстой, около 2,5 мм. Я зарядил свой самопал куском болта, и шагов с 15-ти прострелил этот знак. И после этого я
призадумался, куда можно попасть – это же не дай Боже! И сразу после этого я
его и утопил. Но у меня был тогда младший брат лет 13-14-ти, Валентин, очень
ушлый пацан, хитрющий. И по прошествии какого-то времени, он рассказывал, что
почти год спустя, когда я куда-то уезжал, он при помощи крюков вытащил его и
снова стал из него стрелять. Но убийство птицы на самом деле было для шоком.
Потом, когда мы стреляли в школе, и когда я уже учителем работал, у меня были
две «мелкашки» - маленькая тозовка охотничья и спортивная винтовка. И я всегда,
когда шел в лес, брал винтовку, но стрелял по шишкам и прочему, и никогда – по
птицам и живым мишеням. А тогда… Я тогда уже хорошо стрелял. Я прицелился и
выстрелил, она упала. Я подбежал – у меня шок.
- Я поняла, читая рассказ, что для Вас самого этот выстрел
был полной неожиданностью…
- Да. Потому что я ходил и стрелял из этого ружья, но не по
птицам – какие в Молдавии птицы? Кроме горлиц, в то время и голубей-то диких не
было. Когда я пастушил, мне попадались лисы и зайцы. За ними-то я и пошел, в
общем-то. А тут эта птица. Сама маленькая, а хвост и крылья – огромные, и вся
разноцветная. И я на самом деле заплакал от того, что сделал. Зачем? Она летела
себе и летела, а я… Но была еще одна убитая в моей жизни птица, правда, не мной
и не из ружья – эта история описана в рассказе «Ворона».
«Но нам всё-таки
повезло. Мы увидели на ветке старой яблони ворону. Она взмахивала крыльями и
время от времени каркала, видимо, переговариваясь с подругой, которая сидела на
другом дереве. Саша прицелился и выстрелил. К нашему удивлению, ворона камнем
полетела на землю. Мы схватили добычу и побежали домой.
Баба Маня,
увидев нас с вороной, закричала:
- Зачем вы
убили птицу?
- Хотим есть,
– сказал я.
- Ворон никто
не ест.
- А мы будем.
Пришлось
бабушке возиться с вороной: ошпаривать в кипятке, ощипывать, варить. На всё
ушло часа три.
После варки
мясо старой птицы стало розовато-серым, а когда мы с братом попробовали,
оказалось приторно-сладким и несъедобным. Но – голод не тётка – есть очень
хотелось, и мы сначала съели всё, что казалось мясом, а потом сжевали и кости.
Ничего не осталось. Всё съели.
Был
конец января. Ещё только – января!
Самые
голодные месяцы были впереди. До появления зелени крапивы, щавеля, лебеды, из
которых можно было варить супы, оставалось больше двух месяцев».
- В книге написано, что Ваш отец ничего не рассказывал о
своей жизни на войне. Это на самом деле так было? И на самом деле всего
несколько лет назад Ваш сын нашел в интернете информацию о подвиге Вашего отца?
- Да, все было именно так, как описано в одном из
рассказов. И в книге текст абсолютно такой же, как в интернете за подписью
Баранова, изменена только фамилия – Крестный вместо Пернай. Отец долго был на
войне. Я хочу написать об этом рассказ, но пока не придумал, как именно это
сделать. С войны люди приходят не то, что чужими… Я вспоминаю, но пока не могу
описать. На самом деле он очень интересный человек был. О том, что он был
пулеметчик и герой – я и знал не знал, пока сын не нашел этого. Собираясь с
другими фронтовиками, они не говорили о боях, они рассказывали друг другу
какие-то байки. И никогда – о каких-то тяготах… И поэтому я не могу пока о нем
написать. Он пришел с войны в 46-м, и для меня, конечно, он был чужой,
во-первых, а во-вторых, в семье главным-то был я! Старшим был дедушка, конечно,
а так – главным был я. И тут вдруг появляется он, и не только командует – он
хочет быть везде любимым, вот в чем дело! А любимый-то – я! Вот какая штука…
Но, думая о рассказе, я не могу пока найти тональность, в которой можно об этом
написать – как происходила эта метаморфоза. Он был молодой очень красивый и
физически очень сильный. А я-то классе в 9-м начал «железо» таскать, и он все
время надо мной издевался. А почему? Я потом понял, что потому, что любимцем-то
я был… Уже потом, когда я закончил университет, он понял, что я на самом деле
что-то собой представляю, и даже ко мне в университет приезжал, на Ленинские
Горы – можешь себе представить? Мужик в тулупе, с чемоданом за спиной, с торбой
через плечо, а в мешке-торбе – баран. А в Ленинских Горах по тем временам такая
роскошь была – неописуемая! Комнаты из двух секций, с эстонской мебелью, - жить
там было великолепно! И вот он там появляется. Как он через вахту прошел – я не
знаю! Там же был очень строгий пропускной режим! Он потом и ночевал у меня две
ночи – к кроватям были приставные диванчики. И даже когда я в Наратае работал
(как об этом написать – я пока не знаю…), в первый мой год работы, еще до
затопления моря, вдруг на перемене бегут ко мне дети: Николай Васильевич, к Вам
папа приехал!». Зима, холод собачий - февраль-месяц, он на такси через Ангару
переправился, и опять с баранами, с вином, и опять с этим чемоданом… Тогда еще
где-то возле Большеокинска была переправа – он на такси! И потом, когда я уже
женился, он каждый год, а то и дважды в год, обязательно ко мне приезжал. Вот
такой был человек. А что такое эта любовь? Вернусь в прошлое – в год 48-ой. Мне
тогда было восемь лет. Еще неоштукатуренный дом был. Построить его уже
построили из лампача (в книге описано, что это), мы сидим семьей за столом. И
среди шуток он что-то в мой адрес сказал – какую-то шутку. Я уже и не помню,
что именно, но мне тогда показалось обидным. А из Германии он привез
всего-навсего две шелковых сорочки, костюм, который ему там немец один сшил
(потом в этом костюме я поступал в МГУ – отец его перелицевал и перешил
специально для меня), четыре алюминиевых колеса (не знаю даже – зачем) и две
ложки: одна – длинная, а другая похожа на маленький черпачок. Эту ложку он мне
и подарил, и этой ложкой я ему в лоб и заехал после его шутки. Грянул такая
буря! А он же еще и трижды контуженный! Он озверел мгновенно! Я думал, он меня
тут же сразу убьет, а сам сижу, как будто так и надо. Он меня за уши схватил –
мать еле отбила, у меня кровь уже пошла – уши отрываться начали. Вот так –
столкнулись две личности: личность, которую любили, и личность, которая
претендовала на любовь… Но вот его шуточки я не терпел: «Ты на кого тут?». Вот
этого всего в сборнике, конечно, не хватает…
«А
у меня начиналось самое интересное: я доставал завернутую в газету книжку
Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» и уже через несколько мгновений оказывался
далеко-далеко – на необитаемом острове, затерянном в далеком океане. Вместе с
Робинзоном я спасался от опасностей, строил укрытие от дождя и холода, искал съедобные
плоды, ловил диких коз, обустраивал хижину. Это было время, когда я ступал на
земли островов и материков, описанных великими фантазерами и романтиками Жюлем
Верном, Фенимором Купером, Джонатаном Свифтом, Марком Твеном, Джеком Лондоном,
Аркадием Гайдаром, Владимиром Обручевым, Иваном Ефремовым. Оказавшись
странником в неведомых мирах, я не хотел, точнее, уже не мог, расстаться с
этими мирами. Я стал читателем детской и взрослой городских библиотек,
записался даже в библиотеки Дома учителя и Дома офицеров. Достать интересную
книгу было не так-то просто, но я доставал. Читая книги, я не просто фантазировал,
а знал, что, помимо окружающего, обычного скучного мира, есть полный
опасностей, интересный мир, населенный сильными и добрыми людьми, и стоит
немного постараться, и обычный мир сможет стать таким же интересным и богатым.
В то
время я еще не догадывался, что на самом деле реальный мир намного богаче, чем
книжный: всё зависит от того, как на него смотреть и кто ты, смотрящий.
Отец,
увидев как-то меня с книжкой, стал подсмеиваться надо мной: «Какой толк в
книжках! Там одна брехня». Мать молчала, но однажды я слышал, как она сказала
отцу: «А может наш Павлик через книжки выучится на учителя? Или станет
пресвитером в нашей церкви?» Вот, о чем, оказывается, тайно мечтала моя
неграмотная мама. Но отец стоял на своем: «Нет, то, что он читает, брехня».
Ольга Артюхова.
Продолжение
comments powered by HyperComments
|