СОВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ – ЭТО
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ
При существующей в Братске информационной активности, когда
различные городские СМИ по-разному освещают одни и те же события и оценивают
их, у нас, как и у горожан, невольно возникают вопросы. И мы решили задать их
заведующему информационно-аналитическим отделом администрации города, ведущей
рубрики «Братский репортер» на ТРК «Братск» Ирине Лагуновой.
Для начала мы изучили ее трудовую книжку. Как выяснилось, в
1988 году она окончила отделение журналистики Иркутского государственного
университета. После окончания ИГУ восемь лет работала заведующим отделом
коммунистического воспитания, затем ответственным секретарем и заместителем
редактора в Алтайской районной газете сельскохозяйственного направления «Знамя
советов». С 1994 года в Иркутске работала в журнале "Байкал Ленд" и в
газете "Что Почем" (ответственным секретарем, выпускающим редактором,
редактором отдела потребительской информации). 1999 год – редактор газеты «Что
почем». В 2000 году — редактор газеты «Лесохимик Усть-Илима», основными темами
которой были проблемы лесопромышленного комплекса в Иркутской области. В 2001 –
в региональном выпуске московской газеты "Жизнь" редактором отдела
новостей. С июля 2003 до ноября 2004 года — редактор ленты новостей
"Власть и политика в Иркутской области. Новости компаний и рынков"
информационного агентства "Байкал Инфо" холдинга «Номер Один». В это
же время — автор проекта и редактор ленты желтых новостей в ИА «Байкал Инфо» —
«VIP-персона Приангарья». С 2004 года - пресс-секретарь и помощник депутата
Законодательного Собрания Андрея Чернышева по 11-ому избирательному округу,
редактор газеты «Сибирский характер», которая распространяется на территории
округа — Усть-Удинский, Балаганский, Нижнеилимский, Братский районы и город
Братск — тиражом 45000 экз. С 2006 года по 2012 год – корреспондент газеты
«Областная» (г. Иркутск). С 2012 года по 2014 год – заведующий
информационно-аналитическим отделом Думы города Братска. 2014 год – диплом
«Лучший парламентский журналист Иркутской области». С 2014 года – заведующий
информационно-аналитическим отделом администрации города Братска.
- Творческая биография заведующего
информационно-аналитическим отделом получается довольно внушительной. Поэтому
первый вопрос такой: не считаете ли вы, что исписанная от корки до корки
трудовая книжка – это признак, может быть, даже какого-то легкомыслия?
- Это как раз тот случай, когда чем больше практики, тем
лучше. Иногда я удивляюсь самой себе: чем я только не занималась - и сельским
хозяйством, и коммунистическим воспитанием, и вопросами лесопромышленного
комплекса, и даже писала «желтые» новости. И в каких только газетах не
работала, начиная от советской и заканчивая популярным таблоидом эпохи лихих
девяностых. А теперь еще и телевизионный проект «Братский репортер». Если бы
еще несколько лет назад мне сказали, что я этим буду заниматься, я никогда бы
этому не поверила. На нашем курсе в ИГУ народ в телевизионщики не стремился. У
нас тогда был культ газеты.
Но с особенной теплотой я, конечно, вспоминаю свою первую
студенческую практику в областной молодежной газете «Комсомолец Кузбасса» в
Кемерово. Я тогда была заточена на студенческие отряды – объехала всю область.
Это были мои первые опыты – я писала тогда «по-старинке», как и все советские
журналисты, на белой бумаге шариковой ручкой. Потом мой шеф-редактор Дмитрий
Сагара(недавно я его обнаружила на просторах фейсбука, и мы с ним, спустя
тридцать лет, снова подружились) исправлял текст, и мы относили его машинистке.
Отсутствие диктофонов и опыта работы – все это, конечно, создавало мне
дополнительные трудности. Помню, как я была тогда потрясена, когда впервые
очень близко, по роду своей журналисткой деятельности, увидела известных в то
время актеров – Абдулова и Караченцева. Они приехали на гастроли со спектаклем
«Юнона и авось», и однажды сыграли в футбол в театральной команде с командой
журналистов двух областных газет – «Кузбасс» и «Комсомолец Кузбасса». Абдулов
приехал со своей шикарной пятнистой черно-белой собакой, и курил «Мальборо».
Он был по тем временам очень модный. А я сидела рядом на
лавочке и не верила своим глазам. Примерно такие же чувства я испытывала много
лет спустя, во время своей работы в качестве журналиста газеты «Сибирский
характер» на выставке «Комплексная безопасность» в Москве, когда совсем рядом
увидела экс-министра МЧС Сергея Шойгу и командующего ВДВ, генерала Владимира
Шаманова.На этой выставке уже много лет экспонируются стенды компании МЕТТЭМ
«Инновации и технологии», Андрей Чернышев, издатель газеты «Сибирский
характер», входит в Совет директоров компании.
Вообще-то я заканчивала обычную маленькую леспромхозовскую
школу в Нижнеилимском районе в очень маленьком таежном поселке Заморский. Мои
родители до сих пор там живут. Отец в 70-е и 80-е годы работал начальником
маленького аэропорта в составе Братского авиаотряда, и однажды рассказывал, что
«вождение» Ан-2 во время квалификационных экзаменов сдавал на «хорошо».
Примерно в эти же годы наш единственный вид транспорта был Ан-2: 45 минут - до
Братска, 30 минут - до Железногорска. «Под крылом самолета о чем-то поет
зеленое море тайги».
- Тогда расскажите, как вы туда попали? Это родина?
- Нет, не родина. Мои родители по профессии метеорологи,
и поэтому наше с сестрой детство прошло «на чемоданах». В первый класс мы пошли
за полярным кругом, на полуострове Ямал в поселке Новый Порт, расположенного на
берегу Карского моря. Впечатления очень яркие – северное сияние, оленьи
упряжки, тундра, морошка и вечная зима. До этого еще была ненецкая деревня под
Салехардом, потом поселок нефтяников в Тюменской области. И вот, наконец,
Нижнеилимский район. Мой отец – Павел Николаевич, очень суровый человек –
приехал работать в Иркутскую область в тот год, когда начиналось затопление
Усть-Илимского водохранилища. И он еще успел побывать в поселке Нижнеилимск,
который ушел под воду, и все что от него осталось – это название района –
Нижнеилимский. Усть-Илимское водохранилище появлялось на моих глазах. Мы каждый
день бегали смотреть, как прибывает вода. И как исчезают неописуемой красоты
пейзажи и речка Яра с каменистым дном. Это было в 1975 году, мы учились тогда в
пятом классе, и никакого особого трагизма тогда не ощущали, а только
любопытство. Нам тогда еще рассказывали «сказки» о том, что скоро здесь будут
курсировать один за другим «Метеоры». Но ничего этого не случилось. А мой
родной поселок тихо умирает. Сейчас на улице Гагарина живут только мои
родители, и еще одна семья, которая этой осенью собиралась тоже наконец-то уехать
куда получше. После школы я уехала покорять столицу Восточной Сибири, и
поступила на «журналистику» в Иркутский государственный университет, чем до сих
пор очень горжусь.
- Ирина, а свой первый материал в газете вы помните?
- Как же его не помнить, если я в тот день ни свет ни
заря отправилась в киоск «Союзпечать», чтобы скупить штук десять экземпляров
областной газеты «Советская молодежь». Хотя, с высоты прошедшего времени, я
хорошо понимаю, что заметочка то была совсем пустячная, и хорошо
отредактированная Ольгой Баталиной. На тот момент она была заведующей
молодежным отделом редакции. А мы, студенты-первокурсники кучкой бегали в
газету, чтобы «приобщиться к прекрасному». Я - очень робко, а моя лучшая
подруга, тоже студентка ИГУ, Лена Веселкова чувствовала себя там как дома. Она
многому меня научила, во многом мне помогла, и повсюду за собой таскала – на
спектакли знаменитых московских театров, на ретроспективный показ фильмов
Тарковского. Я до сих пор помню, как мы с ней пришли на творческую встречу
Виктора Астафьева и Валентина Распутина с читателями, которая проходила в
библиотеке на улице Российской. Они, конечно, говорили о духовности…
Моя первая заметка называлась банально - «Дело из тысячи
дел». Она до сих пор у меня хранится - про пионерскую вожатую. После окончания
университета я уехала по распределению на Алтай, и восемь лет отработала в
сельскохозяйственной газете, а потом снова вернулась в Иркутск. До сих пор
вспоминаю специфику работы на Алтае – «плюсы и минусы сельского хозяйства»,
«надои и привесы» и т.д. Тогда же началась и знаменитая гласность – ругай кого
хочешь, и ничего тебе за это не будет. В нашей районной газете «Знамя Советов»
это было время фельетонов. Журналисты хорошей советской закваски, каковым я
считаю своего мужа Сергея Маслакова, очень хорошо освоили этот жанр. Читать
фельетон о том, «как мышь умирала во фруктовой композиции» было одно сплошное
удовольствие. Это была критика предприятия по производству лимонада. Профессия
журналиста иногда очень цинична.
- Больше десяти лет вы были редактором газеты «Сибирский
характер», которую и сейчас выпускает депутат Законодательного Собрания Андрей
Чернышев. Я знаю, что для вас это очень важный творческий период.
- Конечно, я очень много могу об этом говорить. Это была
полная свобода действий. Мы сразу определили направления и стиль газеты,
которых придерживались многие годы. И как показало время, мы не ошиблись.
Андрей Владимирович сразу сказал,что если газета называется «Сибирский
характер», значит, она должна быть про людей. А журналист Сергей Маслаков очень
успешно с этим справлялся, и писал удивительные человеческие истории, которые
позже я находила на самых разных сайтах, и даже в Ташкенте. Сколько помню, все
десять лет меня коллеги пытались убедить в том, что очерки про людей – это не
модно, и надо писать короткие новости, и как можно больше. Но мы не сдавались,
и упорно ставили в газету страничные жизненные истории. Нам звонили бабушки и
дедушки, приглашали в гости, поили нас чаем и угощали конфетами. А газету
собирали в подшивки. Недавно я была в гостях у Зои Александровны Ян-Фа,
директора первого книжного магазина в Братске «Эврика», - заметила у нее под
шкафом в газетных архивах знакомую зеленую страницу, и поняла, что все, что мы
делали, мы, конечно, делали не зря. Андрей Владимирович познакомил меня с
Валентином Григорьевичем Распутиным, и я четыре раза ездила вместе с писателем
в его творческие командировки. Два раза на его родину – в деревню Аталанка в
Усть-Удинском районе, который тоже входит в 11-й избирательный округ. Кончено,
со мной всегда был фотоаппарат, и однажды Андрей Владимирович сказал, что из
этих фотографий может получиться замечательный фотоальбом, и он его выпустил. Я
считаю, что сейчас это уже библиографическая редкость. А позже появился еще
один замечательный проект «Семейный альбом». Название к нему Андрей
Владимирович тоже придумал сам. В книге собраны несколько сотен фотографий
Братска 60-70-х годов. Многие из этих фотографий опубликованы впервые, потому
что нам присылали их по почте сами горожане, долгие годы фотографии хранились у
них в семейных архивах. Два первых тома «Семейного альбома» хранятся в
городских музеях, и в проекте – издание следующей книги.
Примерно в это же время в моей газетной практике была
работа в газете «Областная», учредители которой - Правительство Иркутской
области и областное Законодательное Собрание. В основном я писала о Братске и о
развитии лесопромышленного комплекса. Виктор Долгов, который на тот момент
курировал в правительстве области лесной комплекс, был моим любимым
«ньюсмейкером».
- И несколько слов о том, как вам работается сейчас, в
качестве руководителя информационно-аналитического отдела администрации
Братска.
- Трудно, но очень интересно. Такого сурового
руководителя, как Сергей Васильевич Серебренников, у меня еще не было. Он
работает с полной отдачей, с работы уходит, когда уже стемнеет. Постоянно
мотается по командировкам. И такой же полной отдачи требует от своих
подчиненных. В городе очень много событий и мероприятий.
Вот то, что произошло только за прошедшие несколько недель
– Братский экономический форум, визит в город Иосифа Кобзона, его участие в
устном журнале «Глобус», концерт пианиста Дениса Мацуева с «Виртуозами Москвы».
Недавно в городе проходил фестиваль деревянной скульптуры, к нам приезжал
писатель Захар Прилепин, я его очень уважаю. Для любого современного
журналиста, который в своей профессии должен быть универсальным солдатом, такой
темп городской жизни – просто мечта.
Управлять большим индустриальным городом – очень сложная
задача. И, конечно, я, как и мои коллеги по городской администрации, будут
помогать мэру всегда.
Александр Жуковец
фото: Маргарита Каро
comments powered by HyperComments
|