Человек с экрана
Максим Вальченко – личность в городе довольно известная -
много лет он проработал на ТРК «Братск»: был ведущим авторских рубрик, делал
новостные сюжеты, вел программу «Факт». Работал он и на радио. Но всегда же
интересно узнать, какие они в жизни – эти люди с экрана? Чем они живут? О чем
думают? И что они за люди вообще? Тем более, когда они вдруг куда-то пропадают…
Максим никуда не пропал, он по-прежнему в Братске, и сегодня он – наш гость.
- Максим, где ты сейчас трудишься? Чем занимаешься?
- Официально не работаю, а так - фриланствую помаленьку. Есть и идеи,
но не получается с идеями пока. Оторвался как-то от жизни.
- Но чем-то конкретным ты же занимаешься? Чем
фриланствуешь-то?
- Ну, а чем наш пишущий брат может быть интересен? Текстами, идеями.
Впрочем, опыт последних лет включал в себя разнообразие профессий. Связь с
народом не утрачена, и как живет рабочий человек, я по-прежнему в курсе.
- О чем пишешь?
- Фрилансер пишет обо всем. Сегодня текст сам по себе обесценился.
Столько информации, что никакой жизни человеку не хватит всё узнать. Причем тут
главное не объем информации, а её доступность. Интернет как технология очень
сильно изменил жизнь людей. Я иногда думаю, что в свое время, почувствовав эти
изменения, как-то сам сильно изменился, понял, что надо было начать другой
путь.
- Но это авторские тексты? Или рерайт-копирайт? И где можно
почитать?
- Да, всяко. Рерайтом уже давно не занимаюсь - скучно. А авторские
тексты - они на то и авторские, что понятны бывают иногда только авторам. У
меня была идея воплотить на этой основе кое-что любопытное и интересное в
качестве местной газеты, но так руки и не дошли.
- Про "не дошли руки"... Я хотела у тебя спросить:
ты - автор многих интересных проектов на телевидении. Ты сам их делал и вел. Почему
через какое-то время бросал? Становилось неинтересно продолжать?
- Ну, это сложная тема. Сложнее, чем может показаться даже
профессионалу. Я вот приведу пример. Он ни о чем, он, может быть, даже будет не
о главном, но это вот та иллюстрация, одна из сотен, которые были. Мы один
очень клёвый проект в свое время провели. В чем-то даже уникальный. Монтажер,
который со мной работал, получил за него тысяч пять. За месяц работы. Надо было
видеть его глаза, когда он, понимал, что участвует в чем-то большом, новом и
трудном, в том, что раскрывает возможности самой команды и меняет зрителя, и
потом, когда он сталкивается с печальной реальностью - меняется его взгляд на
себя и эту реальность. Парень понял, что может больше, и что здесь он не нужен,
и тут же по завершению проекта уехал в Москву. И все это происходит на твоих
глазах... И сколько таких талантов обоих полов уехало? И не думай, что только
из-за денег. Я привел пример того, как одна реальность накладывается на другую,
и человек, который сталкивается с подобным, просто ищет выход, объяснение. Чаще
всего находит его в том, чтобы уехать. И иногда это – единственный выход...
- А ты не думал о том, чтобы тоже уехать? В целях большей и
лучшей самореализации?
- А вопрос самореализации в той её – принятой - форме для меня больше
не стоит. Я бы даже больше сказал: самореализация это, возможно (я не
утверждаю), такая разводка - мотивирующая нас на ненужные действия, на ненужные
именно нам поступки, на ненужную нам жизнь. Для меня одним из ярких примеров
таких жизней являются писатели. Ну, вот Толстой, к примеру. Гений же - кто
спорит. Обогатил не только нашу, мировую литературу. И что? Сам-то чем
закончил? Ни в чем его по-настоящему волновавшем так и не разобрался, и
оказался в конце жизни у разбитого корыта. Потерял и веру, и надежду. Зато
самореализовался...
- Если так рассуждать, - а почти все, кто на сегодня
признаны гениями (в разных сферах - и в литературе, и в искусстве, и в
живописи) - признаны таковыми были уже после смерти, и большинство из них плохо
закончили свою жизнь, - то тогда зачем жить и вообще что-то делать?
- Ну, во-первых, не всё так грустно, и многие находили свои смыслы. А
во-вторых, это, конечно, беда современного человека, что философия, поиск
смыслов низведены до уровня шутки, неуместности. Любовь к мудрости как-то не
вяжется с покупками и желаниями современного человека. На эту тему можно было
бы интересную диссертацию подготовить. Хотя, думаю, что-то на эту тему уже,
безусловно, написано и сказано. Кого это нынче интересует?
- Судя по количеству в интернете картинок и статей о
смысле жизни и страданий - многих и многих... А для себя ты как-то определил
смысл в жизни?
- Работаю над этим… Мне нравится идея, что смысл жизни - в её
бессмысленности. Во всяком случае, в этом есть своя логика. Но это не ответ.
Таких рассуждений полно. Но понятно, что это сложная тема. Сколько великих умов
на этой дороге поломалось! К сожалению, может быть, кого-то это посмешит, но у
нас, по сути, в век коммуникативных преобразований, на эту тему нет
общественной дискуссии. Максимум, если подобные разговоры возникают при
застолье. Да и то, когда повод будет самый печальный. А так, мы же все - дети
повседневной суеты. У нас на это времени нет.
- Но есть же у тебя в жизни оптимистичные примеры? Должны
же быть…
- Как там говорят: пессимист - это информированный оптимист? А вообще,
за оптимизм должны отвечать женщины, а они нынче заняты самореализацией.
- На твой взгляд, почему?
- Думаю, что знаю, но не скажу. А вообще, потому, что это - интересней
и увлекательней, чем отвечать за оптимизм. Плюс работа дает современной женщине
свободу. Впрочем, это отдельная история.
- Работа дает свободу? Спорное утверждение...
- Что же в этом спорного? Работа для женщины, конечно, это признак
свободы. Во всяком случае, на нынешнем этапе развития общества. Возможно, всем
нам - и мужчинам, и женщинам - это история надоест, и мы опять вернемся к
прежнему устройству: мужчина - работает, женщина - командует в доме. Но это
тоже не выход.
- А может, правы те, кто говорит о том, что сегодня мужчины
- не такие, как были раньше?
- Мужчины и женщины - все не такие, какие были раньше. И мамонтов тоже
уже давно нет…
- Согласна. Поговорим о спорте?
- Про ЕВРО?
- И про него тоже... Если о футболе, то как ты думаешь,
почему все так плачевно с ним в нашей стране, и в нашем городе в частности?
- Ух, как ты в больное место… Я про Братск не буду ничего говорить. Тем
более, если не вдаваться в детали, то тут всё просто. Есть на футбол деньги -
есть большой футбол. Никто ничего нового не придумал. Хотя я вот тут предлагал
создать в Иркутской области профессиональную футбольную лигу
"Приангарье", чтобы в восьми самых крупных городах были бы созданы
футбольные сборные, и они бы определяли бы меж собой чемпиона лиги, то есть
лучшую сборную Иркутской области. Представим себе, сколько зрителей будут
собирать матчи сборной Братска и Иркутска, или сборной Братска и Ангарска,
сборной Усть-Кута и Усть-Илимска в их городах? Это - хорошая история. И если и
дорогая, то не очень. А развитие бы дала футболу всего региона, но ведь эта
история - только как идея хороша, а механизмов её осуществления, по сути, ведь
нет никаких. А что касается вообще футбола в стране, то боюсь, что я удивлю
кого-то, но надо признать, что для футбола требуется некое эмоциональное
сумасшествие, оторванность. А мы народ не такой. Когда победы на чемпионатах
Мира, Европы, то да, это - классно, это как-то обращает на себя внимание, и
даже женщины всюду о футболе начинают говорить, но в повседневной жизни мы - народ
не очень эмоциональный, и ждать от нашего человека такой же зависимости от
футбола, как это происходит в Аргентине, Бразилии, Испании и даже Англии, не
приходится: у нас нет такой же общественной ажитации по этому поводу, да и по
другим поводам тоже, мы как-то более рассудительны, что ли, и поэтому у нас
футбол часто превращается в реальный труд, в тяжелую повинность, и мы прям на
серьезном уровне забываем, что это - прежде всего игра в мяч. Ну, вот и думаю,
что пока наши тренеры и футболисты будут в футболе работать, мы так и будем
уступать тем, кто в футбол играет.
- Народ возмущен как раз по этому поводу: не слишком ли
много платят нашим горе-футболистам за такую "просто игру в мяч"? Не
кроется ли причина наших футбольных неудач как раз в том, что в стране вообще
футбол как спорт умирает?
- А вот тут, как ни странно, спорный вопрос. Они ж эти деньги не
воруют? Им столько платят - кому бы из нас не хотелось бы столько же, да еще и
честным путем? Налоги они со своих заплат отдают, поэтому у меня с этой точки
зрения конкретно к футболистам претензий нет. Может быть, нам просто надо и
другие профессиональные сферы подтянуть до футбольных зарплат, чтобы не было
такой шокирующей разницы? А насчет умирания футбола - то куда он от нас
денется? Мяч как пинали по всему свету, так и будут пинать. А во дворе или на
стадионе, так какая в планетарном масштабе разница? Но думаю, что и
профессиональный футбол никуда от нас не денется. Будет меняться. У нас
чемпионат мира впереди. Это многих изменит.
- Во дворах-то футбол есть, а вот как попасть одаренным в
большой футбол, если никто не занимается таким отбором?
- Не знаю, что тебе на это ответить. Нельзя родиться одаренным только
для одного футбола. Если талант не пригодился на футбольном поле, то он
обязательно проявит себя в чем-то другом. Назовем это действием закона
сохранения энергии. А что касается футбольного развития, то это дело сугубо
футбольных чиновников и профессионального футбольного сообщества. Тут, как бы
размышляй - не размышляй, а вопрос в том, что и кому нужно в данном месте в
данное время. В конце концов, футбол - это всего лишь часть нашей жизни.
Надеюсь, в нашей истории еще будут счастливые мгновения. И я имею в виду и
страну, и Братск.
- А ты сам активно занимаешься спортом? Или только в роли
болельщика выступаешь?
- Сейчас-то уж только как болельщик. Как-то в одно время мы перестали
собираться командой, которой играли и сами по себе, и участвовали в турнирах по
мини-футболу. Ну, так, в роли аутсайдеров, но все-таки много лет играли, не
разбегались по своим жизням.
- Вернемся к твоей профессиональной деятельности. Не хотел
бы вернуться на телевидение?
- От него не уходят. Это как у вас, многолетних газетчиков,
пространство на всю жизнь. Я бы хотел где-нибудь на центральном телевидении
парочку проектов осуществить, чтобы зрителя и себя порадовать, но это давно не
цель. Иначе давно бы уехал и сделал. Я вообще не считаю, что хорошие идеи
должны как-то пробиваться, прорываться к зрителю, к читателю, к жизни. Думаю,
что задачей для будущих поколений должно быть создание среды, при которой идеи,
стремления, любой творческий потенциал не конкурировал бы друг с другом, а имел
бы шанс на реализацию помимо своей экономической или эстетической
целесообразности. То есть люди не должны пробивать свои идеи - это общество
должно быть заинтересованно в том, чтобы любые творческие решения, идеи,
задумки не проходили мимо людей, мимо общественного внимания. Кстати, тоже вот,
совсем недавно писал тут в сети, что было бы хорошим решением создать в Братске
городской грант "Творчество", который бы оказывал ежемесячную
финансовую поддержку частным творческим инициативам, которые направлены на
развитие культурной городской среды. Но у нас сегодня футбольную сборную будут
больше обсуждать, нежели то, что под боком, то, что может быть таким важным и
нужным. А телевидение... Телевидение - это странная механика. Я еще не
разобрался в нем до конца. Но то, что происходило и происходит с телевидением в
Братске, это любопытный процесс. И роль наблюдателя мне нравится. Хоть я и
редко смотрю даже Москву.
- А что происходит с местным телевидением?
- А вот на этот вопрос ответа и не требуется. Мы же ведь говорим о
процессе, о сфере, которая у всех на виду. То есть видим мы все одно и то же, а
вот воспринимаем увиденное, видимо, по-разному. Мне в этом смысле куда
интереснее знать мнение тех, кто не разбирается в нюансах. Мое же сугубо
субъективное отношение пусть никого не раздражает. Я давно ни с кем не
конкурирую. Состарился…
- Но свое мнение-то ты и не высказал. А хотелось бы его
услышать, причем именно твое - как человека, много лет проработавшего в этой
сфере...
- Нет уж, пусть каждый сам разбирается. Телевидение - это не футбол.
Тут тактических знаний не требуется. Дело вкуса и ума. Лучше я вашего читателя
графоманией угощу, времен моего скромного творчества в программе
"Факт" на рубеже веков:
Я сегодня всех поуделывал
Я сюжетов тьму понаделывал
И медаль не надо мне, будет вам
Я не ради денег и взглядов дам
Журналистикой занимаюся
Я помочь коллегам стараюся
Что мне три-четыре сюжетика?
Я смогу и восемь, да «Факт» пока
двадцатью минутами полнится
как же мне народу запомниться
может в кадре мне позабавиться
да лицо мое им не нравится
не подходит рожа под рейтинги
зря ходил я на мордошейпинги
но меня не сломают трудности
я познаю телепремудрости
получу я ТЭФИ и гению
с НТВ придет приглашение
и тогда все вспомнят об отчестве
и само собой будут почести
перестану ездить на съемки я
уважение будет вокруг меня
И здороваться буду избран-н-о-о-о
Пить я буду вино одн-н-о-о-о
Ах, какое же будет близкое
наше счастие, журналистское!
- Знаки препинания тут принципиально не стоят?
- А вот как писалось тогда, наспех, в паузе между съемками, так и
сохранилось, я эту ироничную историю больше не редактировал.
- Очень хорошо, что ты представил хоть одно свое
стихотворение, пусть и шуточное. У тебя есть очень хорошие и глубокие стихи. Не
планируешь издать книгу?
- Задумался... У меня свое отношение к поэзии. Близкое знакомство с
этой сферой, на которое я все-таки сподобился к сорока годам, не имея
филологического образования, не обмануло моих грустных мыслей, возникавших у
меня и ранее по поводу поэтического творчества и вообще поэтической гениальности.
Вот ведь какая штука: поэт, будь он гением или графоманом, он ведь не писать-то
не умеет. Поэту любого ранга нужны признание, публика. Гениям - для того, чтобы
размазывать эту маргинальную толпу своей великой рифмой по стенке, а графоманам
читательское внимание жизненно необходимо, особенно если оно лояльно или восторженно!
Но сути это не меняет: и тем, и другим, в общем, всем литераторам, надо
выговариваться. Молчание - это не про них. А я, если и пишу, то чаще всего для
себя, ну и, может, еще кому будет приятно прочесть, подумать и забыть. Поэтому
книжкой тут, вроде как, и не пахнет. Но если в общественной среде найдутся
деньги на книжки всем пишущим, то тогда, конечно, издам. Назову "Простые
рифмы" или "Простая графомания", подразумевая, что графомания у
меня не профессиональная. В общем, это всё не столь важно, как может казаться.
- А что важно?
- Не знаю. Если из глобального, то мужчине, наверное, важно оставить
после себя безопасную среду, чтобы те, кто после него остался, не
расплачивались бы за его подвиги, деньги и силу. Но нас этому никто не учит. А
сами мы быстро прожигаем жизни. Что важно для женщины? Думаю, ей важно понять,
насколько она дуреха, чтобы не испортить жизнь тем, кого она любит. Что важно
для всех? У меня есть с десяток собственных версий того, как и почему всё
устроено. Этими историями легко разгонять тоску в хорошей компании. Так вот,
одна из них заключается в том, что все наши ожидания на лучшее после смерти
глупы и нелогичны. Если и существует разумное существование помимо нашего
сознания, то приходить к нему надо не после смерти, а в течение жизни. То есть
наша жизнь - это и есть тот краткий шанс на то, чтобы узнать, где находится
дверь и ключи к ней. Кто успевает разгадать ребус, тот и присоединяется к
создателям. Как ты понимаешь, в этой версии нет места для таких вещей, как
самореализация или книжка. Впрочем, это всё только придуманные истории…
- А лично для тебя – что важно?
- Чтобы близкие не болели.
- А как мужчине? И как человеку?
- Как ни странно, это важно и как мужчине, и как человеку!
- Но есть же что-то, к чему ты стремишься?
- Вот даже не знаю, что и ответить. Стремлюсь понять то, чего не понимаю.
- Но чего-то же ты хочешь добиться в жизни? К чему-то
придти в конце?
- Не знаю. Вот мы дышим воздухом. Если уменьшить в нем содержание
кислорода, то мы умрем. Если увеличить, то тоже умрем. В воздухе предусмотрено
столько кислорода, сколько нам необходимо для жизни. И так везде и во всём.
Хотелось бы понимать, как это работает.
- Твои планы на ближайшее будущее?
- Хочу побывать на Чемпионате Мира по футболу, не выезжая за границу.
- И это все, что тебе нужно от жизни?!
- А ты думаешь, что это маленькое желание? Я понимаю, что тебе хочется
услышать, что-то более конкретное, но мы живем в такое время, что лучше не
загадывать. Пусть исполняется хотя бы то, что планировали…
Ольга Артюхова
comments powered by HyperComments
|