САМОЕ СЛОЖНОЕ – СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ
КАРТИНКУ, КОТОРАЯ У ТЕБЯ В ГОЛОВЕ, АКТЕРЫ ПРИДУМАЛИ САМИ…
Возможно, кто-то из читателей удивится, что в последнее
время я часто пишу о людях Братского драматического театра. Но я люблю наш
театр, его актеров и это постоянное погружение в действо на его сцене -
погружение до слез, до мурашек, до восторга! И было бы просто грешно в
юбилейный год Братского драматического театра не писать о тех, кто уже 30 лет
радует братчан, дарит им смех и добрые слезы, восторг и приятную грусть,
открывает своим зрителям новые грани своего таланта, новых авторов и новые
миры.
Я не хожу на спектакли, которые привозят к нам артисты из
крупных городов, потому что мне на них скучно, а скучно потому, что самим этим
артистам скучно играть все эти комедии положений с повторяющимся сюжетом,
которые не оставляют следа ни в душе, ни в мыслях… А наш Братский театр я люблю
за то, что после каждого спектакля я еще почти две недели, а то и больше, думаю
о том, что увидела, переживаю раз за разом все те чувства, которые испытала во
время спектакля. А это было бы невозможно, если бы не замечательная игра
братских актеров, когда они сами настолько погружаются в свой образ, что даже
забываешь, какой он на самом деле – этот хорошо знакомый тебе в жизни человек?
Невозможно это было бы и без работы всех сотрудников театра – звукооператоров,
костюмеров, гримеров… И, конечно же, это было бы невозможно без глубокой,
вдумчивой работы режиссеров.
Долгое время наш театр жил без главного режиссера, и вот,
буквально чуть больше месяца назад, эту должность занял Сергей Терпугов. Его
спектакли неизменно имеют большой успех у зрителей. Кроме того, он руководит
молодежной студией «Театр+» и является постоянным автором и постановщиком
новогодних спектаклей для детей.
Последняя его режиссерская работа – спектакль «Ужин с
дураком» - уже высоко оценена зрителями. По сюжету пьесы приятели собираются
поглумиться над очередным простачком. Такова традиция: каждую среду необходимо
разыскать и пригласить на ужин человека простодушного, дурака. При этом цель
вечера дураку остается неизвестной – в этом и заключается забава. Но в этот
раз, к полной неожиданности организатора веселого вечера, гость оказывается на
высоте с практической и моральной точки зрения.
- Этот спектакль менее смешной, чем «Папа в паутине»,
потому что там комедия положений, - говорит о своей постановке Сергей Терпугов.
- Но я специально не стал брать такую пьесу, чтобы она была прямо
смешной-пресмешной. Я решил уйти от темы комедий положений – любовные
треугольники, а взять что-то более человечное, чтобы посмеяться, но над чем-то
другим. Как мне сказал один театральный критик, есть смех от живота, а есть –
от души. И я рискнул взять эту пьесу, хотя в ней много текста и мало действий,
и поэтому спектакль держится на актерской игре. Сюжет этой пьесы на самом деле
можно найти в жизни каждого из нас, наверное. Я помню, что еще в годы своего
обучения, мы считали некоторых одногруппников, которые отличались от
большинства, мягко говоря, странными, и всячески посмеивались над ними и
подкалывали их. А сейчас я с ними прекрасно общаюсь, и у них есть, чему
поучиться. У меня есть книга Козьмы Пруткова, и я даже закладку для себя
сделал: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но
потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». И мне очень нравится
работать в этом спектакле. Мне нравится, что в нем не сыграешь, что называется,
с кондачка – перед ним нужно как минимум час разминаться и вживаться в его
атмосферу.
- У вас же не бывает так, что выпустил спектакль, и
отдыхаешь. Какой спектакль готовишь для зрителей сейчас?
- Сейчас я работаю над спектаклем «Спокойной ночи,
мама». Я давно знаком с этой пьесой и давно собирался ее делать. Эта пьеса об
отношениях матери и дочери получила Пульцеровскую премию. Это не комедия, это, я
бы сказал, трагедия. Это глубокая и сложная вещь, и мы ее сейчас разбираем с
необычной сценографией. Мы немного изменили финал. Играть в постановке будут
Ирина Кузнецова и Галина Соболева. Премьера состоится в конце ноября.
- Идя к тебе, я как раз и хотела спросить – будешь ли ты
уходить от жанра комедий?..
- Со студией «Театр+» я стараюсь уходить от комедий. И в
театре я стараюсь уходить от этого жанра. Но театру нужны комедии – это
кассовость. Комедии тем и хороши, что зрителей на них ходит больше. И узнавать
актеров на улицах начинают чаще именно после комедий.Вот у нас так и получается
– пока я какую-нибудь комедию разминаю, Олег Кравзе находит какую-то пьесу и
делает серьезный спектакль, а я все жду: когда же у меня получится? Ну, вот и мне
представился шанс. Пьеса на самом деле очень сложная, и я даже, если честно,
побаиваюсь. Я читал рецензию на постановки, и в одном театре режиссеру
приходилось выходить и готовить зрителя и объяснять замысел. Я этого делать не
буду – не хочу, поэтому мне нужно сделать хороший спектакль.
- Что самое сложное в работе режиссера?
- Самое сложное… Самое сложное, наверное, это добиться,
чтобы на сцене было точно так же, как и у тебя в голове.
- Это вообще осуществимо?
- Это очень сложно, но, наверное, возможно. Плюс к тому
нужно добиться, не заставляя, не угнетая артистов, чтобы они сами поняли,
донести до них свою картинку, чтобы они сами ее воплотили. Но нельзя забывать,
что рождение спектакля – это все-таки сотворчество, и каждый актер
индивидуален, и у них иногда картинки в голове даже лучше, чем у тебя, и нужно
с ними договориться… В общем, нужно как-то всем вместе нарисовать эту красивую
картинку. Мне кажется, что это самое сложное. Когда я начинаю делать спектакль,
у меня в голове есть картинка, как это должно выглядеть. Но выходит артист или
артистка на сцену, и я понимаю, что это – не то, как у меня, не так. И я
пытаюсь объяснить, а не получается, не получается и не получается. И начинаешь
искать подход, потому что можно просто выйти и показать, как сесть, а можно
подождать, поговорить, не рассказывать, а подождать, пока она или он сами это
придумают, и тогда это будет уже их находка, и они будут с удовольствием
выполнять эту мизансцену. Да, вот что самое сложное – сделать так, чтобы эту
картинку, которая у тебя в голове, актеры придумали сами. Вот это самое сложное
для меня. Конечно, можно показать, куда кто должен пойти на сцене, кто как
должен сесть, и подготовить спектакль за два дня, но это будет такой мертвый
спектакль! Потому что актеры не обживут свои роли. А актер – он же главный на
сцене!
- Я всегда с удовольствием смотрю твою игру на сцене. Быть
не только режиссером, но актером – это необходимость или удовольствие?
- Мне это нравится, хотя получается, что и актеров-то в
нашей труппе немного. Молодые есть, но они еще учатся и постоянно ездят на
сессии, они репетируют у меня до самого финала. Но быть актером мне нравится!
- Как ты совмещаешь в репетициях своих спектаклей две такие
разные ипостаси: актер и тут же – режиссер?
- На репетициях я сначала все делаю и отрабатывваю с
другими актерами, а потом уже выхожу на сцену сам.
- Сергей, тебя назначили главным режиссером театра. В связи
с этим вопрос: чем теперь твоя работа отличается от работы просто режиссера?
- Если я просто режиссер, то и задача у меня – просто
поставить спектакль. Если я главный режиссер – то я должен уже следить
полностью за всем репертуаром, не только за своими спектаклями, но и за теми,
которые поставил другой режиссер, и за теми, которые нужно восстанавливать… Я
должен отследить, чтобы у каждого актера был свой спектакль, своя большая роль,
чтобы у актеров была хорошая занятость, чтобы каждый актер был в тренинге, в
тонусе, чтобы они постоянно работали, чтобы не было в труппе, что называется,
«лишних» людей. В общем, вся творческая часть падает на мои плечи, и я должен
сделать так, чтобы в коллективе не было трений, а была рабочая атмосфера. Я
довольно-таки рад этому событию – потому что у меня есть идеи, и эти идеи
находят отклик у актеров. Главное, чтобы актеры верили в меня, и могли подойти
ко мне, поделиться чем-то, а я мог пойти и сделать с этим что-то. Моя основная
задача – чтобы у нас была крепкая, хорошая, добрая, дружная труппа, чтобы был
достойный разнообразный репертуар, и чтобы наше участие в фестивалях и наши гастроли
проходили на очень высоком уровне.
- На твой взгляд, театр в глубинке должен отличаться от
театров крупных городов по качеству спектаклей? Я имею в виду декорации и
прочее…
- По дороге на фестиваль мы заезжали со спектаклем «Папа в
паутине» в Саянск. В нем довольно много декораций, но мы не стали делать
никаких выездных вариантов. И ко мне подошел работник клуба и сказал: «Что-то
вы много привезли. Вот к нам приезжают с других городов – они чуть-чуть
декораций используют. В следующий раз имейте в виду!» А я ему сказал: «В
следующий раз мы привезем еще больше декораций! Мы – профессиональный театр, и
никаких «лайт-версий» у нас не будет. Потому что ваш саянский житель достоин
увидеть полноценную работу, и мы даже свои фонари для освещения привезли только
потому лишь, что ваш житель – не хуже, чем житель Братска или другого города». Я
сам частенько езжу в деревню, там у меня живут родственники, и я понимаю, что
там можно ездить и показывать спектакли, и люди будут ходить, костюмы надевать
и ходить в театр, но и уровень у театра должен быть высоким. Была у нас и
ситуация в Куйтуне, - там сцена вообще не приспособлена! А мы с утра показывали
детям этикет, а вечером – спектакль «Провинциальные анекдоты». И ребята начали:
«Ну, давайте, вот это делать не будем, и это вот не будем делать…» Я им сказал:
«Нет! Давайте будем делать все!» Они на меня, конечно, разозлились: «Кому это
здесь надо? Это же Куйтун!,,», но я им ответил: «Люди и дети здесь точно такие
же, как и в Братске! И они достойны увидеть полноценный спектакль, и будьте
добры сделать для них это». Профессиональный драматический театр должен быть
всегда на высоком уровне и в плане декораций, и в плане актерской игры.
- У вас и так небольшая труппа, и сегодня ты мне сообщил,
что от нас уехала Ольга Гунтарева. Кем ее можно заменить и можно ли?
- Слава Богу, есть у нас Иркутское театральное училище, и
мы можем приглашать выпускников. Тем более, что они все чаще и чаще «пробивают»
через знакомых «А как тут в Братске?», потому что благодаря участию в фестивалях
Братский театр заявил о себе. И я не стеснялся и приглашал иркутских актеров к
нам. Но Иркутск считается более благополучным городом.
- Я в последнее время всегда задаю своим собеседникам
вопрос про «уезжающих». На мой взгляд, это те люди, которые, выйдя на улицу,
видят какую-то свою, темную картинку. Я знаю, что ты любишь гулять по нашему
городу. Когда ты выходишь на улицу. Что видишь ты?
- У нас в городе совсем не плохо. Когда мы были в Дубне,
мы шли по улице и увидели сделанных из покрышек лебедей и зверушек, и
девушка-братчанка, которая была со мной, стала просить: «Сфотографируй меня
здесь!» А я ее фотографирую и говорю: «Слушай, а ведь в Братске этого полно, во
многих дворах, просто мы к этому привыкли и мы просто этого не замечаем!» И
ведь действительно: у нас есть валенки с лавочкой и дровами, шапка-ушанка, и
если бы мы это увидели в другом городе – мы бы кинулись с этим
фотографироваться. Здесь же мы проходим мимо… И скульптур у нас много
маленьких. И новые появляются, и ГЭС у нас есть, и памятник Наймушину, даже
памятник Пушкину есть – все есть! Просто мы привыкли к этому и не видим уже, а
приезжая в другой город радуемся намного меньшим вещам… Наш город очень
симпатичный!
- А он перспективный, на твой взгляд?
- Да! Как работник театра – я вижу перспективы в нашем
театре. Как житель города – я вижу, что нам просто не хватает гордости за свой
город. Летом я ездил во Владивосток и, возвращаясь, увидел баннеры с
фотографиями красивых мест нашей области и надписями «Область моего сердца!» Я
подумал: «Ну, наконец-то! Вот! Наконец-то появилась социальная реклама!» Но
потом эти баннеры начали сменяться баннерами с политиками, депутатами, и плавно
свелись к выборам губернатора и Ерощенко… Я еще подумал о том, насколько тонко
научились пиарщики играть мозгами людей, мозгами братчан… И перспектива у
нашего города есть, но перспектива эта – в объединении всех горожан или хотя бы
дворов. Может быть, нужно придумать и проводить какие-то социальные
соревнования, потому что сейчас территория многих жителей нашего города
заканчивается дверью квартиры. Тот же подъезд – это уже как будто чужое и
никому не нужное… А ведь и двор – это тоже наша территория! А у нас во дворе –
хоть трава не расти! Дети бегают, урны переворачивают. Бутылки бьют, крушат все
подряд, и никто им ничего не скажет… А если наше жизненное пространство не
будет ограничиваться дверью квартиры, если горожане начнут чаще гулять по
городу, то и город станет другим - город начинается с каждого из нас. И надо
украшать город, ставить скамейки, поддерживать чистоту, что-то строить – и
однажды люди проснутся и поймут, что в Братске – хорошо!
Ольга Артюхова
comments powered by HyperComments
|