АНГАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ: РОЖДЕНИЕ
Старший
научный сотрудник МБУК «Братский городской объединенный музей истории освоения
Ангары» Галина Михайловна Штеле стояла у истоков рождения братской легенды и
жемчужины – музея под открытым небом «Ангарская деревня». Сегодня музей,
заведующей которым она была много лет, стал излюбленным местом братчан и
туристов, сюда приезжают молодожены и гости города, здесь весело и с размахом
проводятся многие городские праздники. Но рождение Ангарской деревни было
трудным и долгим – многое пришлось преодолеть, многое пережить, прежде чем на
берегу Братского моря появился уникальный памятник нашей великой ангарской
истории…
В Братск Галина Михайловна
приехала из Канска в 71-ом году вместе с мужем, который ехал сюда на
строительство «Орбиты», и двумя детьми. Будучи преподавателем истории и
обществоведения, она хотела работать в школе и учить детей, но ее ждала
судьбоносная встреча с Октябрем Леоновым, который пригласил ее стать
сотрудником Общества охраны памятников. Первой ее обязанностью в обществе был
сбор взносов – для этого приходилось ходить по предприятиям города – и
реализация значков в школах. А потом она заразилась идеей строительства музея
под открытым небом.
- Когда я впервые
поехала в экспедицию и увидела глухие деревни под Канском, я просто поражена
была, какие низенькие дома, какие редкие заплоты, - вспоминает Галина
Михайловна. - А здесь – и заборы под стать сибирскому лесу, и рубка мощная
– до сорока сантиметров в диаметре! Некоторые историки объясняют это тем, что
здесь было много беглых и каторжных, которые прятались за мощными стенами и
высокими заборами, и тем, что людям надо было прятаться от таежного грозного
зверья. А потом были другие дома, и каждый – особенный, среди них запомнился
дом Дубынина, повторившего подвиг Матросова. И все – я заболела этой работой.
Даже детей оставляла надолго ради этой работы, уезжая в экспедиции и
командировки. Иногда приходилось их брать с собой, и им это очень нравилось. Но
они не загорелись этой работой, и трудятся совсем в других сферах.
- Как рождалась
Ангарская деревня?
- Идея создания
музея «Ангарская деревня» принадлежала главному инженеру Братской ГЭС Юрию
Гумбургу, и он тогда в газете «Красное знамя» напечатал статью о том, что надо
бы в Братске построить музей истории освоения Ангары. Он считал, что перед
затоплением ложа Братского водохранилища надо сохранить историю. Тогда, в 70-е
годы, музеи под открытым небом во множестве строились и у нас, и за рубежом,
потому что в таком музее можно показать не только архитектуру, но и этнографию.
И я помню, даже один раз ходила к Наймушину – я тогда работала в обществе
охраны памятников с Октябрем Леоновым. Именно Октябрь Михайлович 10 лет своей
жизни отдал идее создания «Ангарской деревни». Так трудно эта идея пробивалась!
Столько писалось бумаг! Потом Наймушин погиб, а он обещал баснословные по тем
временам деньги на создание музея, хотя всегда, когда идут такие стройки,
выделяют деньги на спасение памятников. Изначально была мысль перенести и
сохранить только башню Братского острога, и в ней сделать экспозицию – в
«Братскгэсстрое» даже составили список из 40 предметов, которые должны были
войти в эту экспозицию. Я пришла работать к Октябрю Михайловичу в 72 году,
когда Общество охраны памятников в Братске только создалось, и мы обмеряли весь
мыс Пурсей, потому что сначала планировали создать музей там. Но потом Октябрь
Леонов пригласил специалистов, в том числе Александра Ополовникова – создателя
музея Кижи и архитектора Ковалева, который впоследствии написал книгу «Гигант
на Ангаре», и было решено, что на мысе места для создания «Ангарской деревни»
мало. Обществу охраны памятников было поручено вывозить памятники, и Октябрь
Леонов горел этой идеей, а глядя на него, загорелись этим и мы – работавшие в
то время с ним. Ополовников нам тогда рассказывал и показывал, чем важен тот
или иной памятник – детали, планировка, отделка, безгвоздевые крыши, рубка «в
лапу» и другие.
- Я слышала, что
воплощению этой идеи постоянно мешали какие-то бюрократические проволочки…
- Генплан деревни
составляла авторская группа, в которую входили и Александр Ополовников, и
братский архитектор Борис Чуласов. Под их руководством мы разбирали то, что
нужно было сохранить, причем тогда каждая организация давала своих рабочих нам
в помощь. Так мы разобрали семь усадеб, привезли их на баржах в Братск и
складировали на территории гидротехотряда за КБЖБ. Рядом был леспромхоз, и
однажды, во время субботника, проводимого там, искры занесло на наши склады… А
у нас все уже промаркировано было, были составлены тома с документацией… И
после этого очень долго нас тормозил Иркутск – никак не давал согласия. Мы
работали на опережение, потому что в 74 году водохранилище заполнялось, и тогда
же на Братском водохранилище сгорели памятники и все церкви, и даже когда мы в
Шаманке грузили здание, с другого конца деревни уже поджигали дома: море
принимали по квадратам. У нас было собрано уже множество памятников, Леонов
каждый день писал горы писем с просьбой решить вопрос с отводом участка под
музей, и Ополовников давал заключения, но мы никак не могли получить
разрешение. Только в 75-ом году в Иркутске было принято решение, и лишь в 79-ом
году был впервые издан указ о строительстве в Братске музея под открытым небом,
а к этому времени памятники частично уже сгорели, осталось совсем мало. Но была
документация – книги с чертежами и обмерами, как этого требует реставрация, на
все здания: на каждый амбар, на каждые ворота, на заборы… К нам приезжала
московская комиссия, и она сочла нецелесообразным строить музей на мысе Пурсей,
так как там мало места. Территорию выбирали с вертолета, и нашли самое
подходящее место – именно там сегодня располагается Ангарская деревня – это был
единственный свободный мыс. Рядом была военная часть, но я же ее и выжила –
сама даже в Читу ездила и согласовывала с руководством Забайкальского военного
округа нашу территорию, ударяя на то, что она одобрена министерской комиссией,
и они оставили соседний мыс. Потом стали валить лес. Я тогда работала еще в
Октябрем Леоновым, и научный сотрудник музея Наталья Луканкина занималась
строительством, в том числе дороги. Я начала свою жизнь в этой деревне с того,
что заблудилась рядом с ней. Валка леса и строительство шло очень медленно.
Такая радость была после получения указа, а строить нечего…
- Откуда привезли
первые дома?
- Самый первый дом
привезли из старой Анзебы по точным чертежам и обмерам – первая усадьба
Скрипова у нас один к одному. Наталья Луканкина вывезла два памятника. А потом
снова была комиссия – строить не из чего. А потом у нас появился другой
архитектор, и было принято решение открыть для себя Чунский, Киренский и
Жигаловский районы – чтобы там найти копии того, что у нас сгорело. В то время
я уже была заведующей музеем, и у меня уже были карты в руках. В Чунском районе
нашли дом, который сейчас стоит в третьей усадьбе, на Лене нашли дом, потом в
Жигалово нашли мельницу. В итоге привезли полностью три усадьбы, и что успели
сделать в те годы, то и стоит. Сейчас наша деревня пользуется большим интересом
и спросом. Жаль, что не сохранились брошюрки, в которых было написано, что наша
деревня сделана правильно, и даже лучше, чем иркутская, хоть там музей и
богаче. Мы и сдали деревню на оценку хорошо, а такая оценка редко ставится
подобным музеям.
- А много
памятников осталось на дне Братского водохранилища?
- Конечно! Все
затопленные деревни – это сплошные памятники, потому что сюда переселялись
крестьяне из северных областей европейской части России, и принципы рубки все
были наглядными. И здесь не было влияния татаро-монгол, ничего не сгорало, все
было сохранено. И даже если сейчас поехать по тракту, мы увидим уже совершенно
другие дома. Дома-памятники можно было найти только по берегам Ангары, где
селились переселенцы. Причем место они выбирали с помощью коров: где коровы
лягут на отдых, там и быть деревне.
- Тяжело давались
экспедиции?
- Я все здоровье
потеряла в экспедициях – это же неделями и месяцами в мужских коллективах, в
спальном мешке, по зимнику на Лене и до Чуны – потому что в летнее время там
дорог не было… Но это оправдывалось тем чувством счастья, когда мы везли в
Братск разобранные памятники – именно так мы привезли церковь, мельницу,
кузницу. Все везли издалека – поблизости уже ничего не было, особенно после
того, как наполнилось Усть-Илимское водохранилище. И в Братске, и там все
ценное ушло на дно. Мы старались спасти как можно больше: днем работали с
бригадой, маркировали пачки, а вечером ходили по деревням, которые стояли уже
пустые, искали по подвалам, по чердакам… Но зато мы один раз привезли сразу две
с половиной тысячи предметов. И люди, зная о строительстве музея, приносили
нам экспонаты.
- Что включал в
себя генплан музея?
- Там были
запланированы и отели, и гостиницы, и различные мастерские, мы хотели сделать
гончарню, кузницу и небольшой заводик сувениров – территории для этого
достаточно. Но сейчас финансирование все меньше и меньше… Даже мельницу до сих
пор нет возможности собрать, которую еще я привезла из Жигаловского района –
нет ни финансирования, ни энтузиастов. Мне в то время было легче работать, чем
сегодняшнему директору: нам помогали предприятия и организации города всем, чем
могли - и людьми, и техникой.
Ольга Артюхова
comments powered by HyperComments
|