АВТОР «ЛЕВИАФАНА» ВСТРЕТИЛСЯ С
БРАТЧАНАМИ
Во вторник в Братском драматическом театре прошла встреча
братчан с известным кинорежиссером Андреем Звягинцевым – автором нескольких
фильмов, выход в прокат каждого из которых вызывает бурные обсуждения:
«Возвращение», «Елена», «Левиафан». Но все его фильмы стали обладателями
различных наград: в 2011 году его картина "Елена" получила в
Канне специальный приз жюри в конкурсе "Особый
взгляд", кроме того, фильм собрал целый букет наград, в том
числе четырех "Золотых
орлов", один из которых за лучшую режиссуру. А последний –
самый нашумевший фильм "Левиафан" -
получил приз за лучший сценарий на 67-ом Каннском кинофестивале в 2014 году.
Встречу режиссёра со зрителями организовала компания
«РусАл». В рамках поездки Андрей Звягинцев посетит Красноярск, Абакан и
Иркутск, где прочитает лекцию по теме «Киновзгляд на современную Россию - как
мы изменились за последние 15 лет». В рамках этой поездки Братск стал первым городом, который посетил
кинорежиссер. Модератором творческого вечера выступил историк,
преподаватель Иркутского государственного университета Сергей Шмидт.
15 лет – не случайная цифра: 2000-й год
стал для нашей страны переломным, в этом же году родилась компания «РусАл», и в
этом же году начал свой путь в кинематографе Андрей Звягинцев.
На встрече в братчанами не случилось сухой
лекции, и это даже хорошо – встреча получилась душевной и теплой. А главное,
братчане смогли задать режиссеру свои вопросы, большинство из которых –
ожидаемо – касались именно фильма «Левиафан». Братчан интересовало буквально
все – и путь становления Андрея Звягинцева как режиссера, и его работа над
фильмами, и выбор сюжетов для картин, и подбор актеров, и его взгляд на
современную Россию.
— Началось все с происшествия, – рассказал режиссер
о том, как родился «Левиафан». - В 2004 году в штате Колорадо, в небольшом
городке, случилась страшная история столкновения маленького человека с
государственной машиной. Это была настоящая битва за землю, на которой жил
обычный сварщик Марвин
Джон Химейер. Территорию, где стояли его дом и мастерская,
купил цементный завод, новые владельцы желали расширения. Они вели с Марвином
переговоры, предлагали ему довольно большие деньги, но тот был непреклонен: не
хотел покидать насиженное место. Чтобы принудить Химейера съехать, жилье его
обнесли забором, да так, что никто из прежних клиентов не мог попасть в его
автомастерскую. Химейер подавал иски в суд, жаловался мэру, ходил по бессчетному
числу инстанций в поисках справедливости. Отчаявшись, мужчина сел в многотонный
гусеничный трактор, предварительно обварив его десятисантиметровой броней, и
запаял себя в кабине бронированным колпаком. Сперва он снес к чертовой матери
злополучный забор, потом разрушил до основания цементный завод и направился в
город. Ни полицейские кордоны, ни выставленные навстречу тяжеловозы не могли
остановить его: он смел на своем пути десятки административных центров, включая
здание мэрии и полиции. Ни один человек не пострадал, потому что сварщик через
мегафон предупреждал о своих намерениях. В конце концов, закончив свое дело,
Химейер объявил по громкой связи: «До сих пор меня не хотел слышать никто,
теперь меня услышали все» — и застрелился. Эта история бунта потрясла меня. Я
подумал о возможности перенести эту ситуацию в Россию, но в процессе создания
сценария она претерпела колоссальные изменения. Зритель в фильме не найдет
следов того – американского - печального происшествия. Теперь это совершенно
самостоятельное авторское произведение.
Отвечая на вопрос братчанки о том, почему в его фильмах нет
положительных героев, Андрей Звягинцев сказал:
- Искусство — это лишь отражение действительности, в
которой живет и творит художник. А разве в жизни есть строго положительные и
отрицательные герои? Не надо делить людей на положительных и отрицательных,
надо смотреть на них через призму добра и зла. Главный герой фильма «Левиафан»
Николай никому не сделал ничего плохого. Он просто попал в ситуацию, из которой
не смог найти выхода. Подобная история могла произойти с каждым, в любой стране
и в любом городе. Но он никому не причинил зла.
Беседуя с братчанами около трех часов, Андрей Звягинцев рассказал о своем
творческом пути, о людях и событиях, которые оказали на него влияние, и о том,
что влияло на его становление как на режиссера. Говоря о своей профессии и
фильмах, он подчеркнул, что главное для него - быть предельно честным с самим
собой и со своим зрителем. На вопрос о жизненном девизе Андрей Звягинцев
ответил, что его жизненный принцип — идти навстречу своему страху. По его
мнению, именно бесстрашие делает человека по-настоящему свободным, и чтобы
стать бесстрашным, он предлагает каждому ищущему себя «одеть очки вечности и
через них посмотреть на источник своего страха».
В
ходе разговора коснулись и становящейся уже масштабной тенденции оттока
населения, так называемого «дрейфа на запад».
-
Я не знал, если честно, что это становится уже масштабным явлением, -
высказал свое мнение Андрей Звягинцев. – Но думаю, что люди всегда стремятся
туда, где им будет лучше. Чтобы население оставалось в глубинке, надо создать
ему достойные условия, я думаю. И тогда массовый «дрейф на Запад» прекратится.
Конечно, будут уезжающие, но это не будет массовым явлением.
Рассказал
он и о своих планах на будущее.
- Когда проект закончился,
первое, что захотелось, как всегда впрочем, сразу окунуться в следующую работу.
У меня такой синдром. Закончили фильм - надо взяться за новый. Я пока не хочу
говорить о новом проекте конкретно, пока я не могу сказать, что будет следующей
работой, по разным причинам. Во-первых, мы еще не запустили проект, а
во-вторых, - я просто не рассказываю об этом никогда заранее. Будет фильм -
будет пища.
По словам режиссера, работа над следующим
проектом начнется уже в середине июля-середине августа.
Ольга Артюхова
comments powered by HyperComments
|