.: наши издания :.

К последнему цветному морю

Закрываю тему с цветными морями. Но сначала пролог.

Соловки

2013 год для меня, как говорится, был переломным, знаковым. Я достиг пенсионного возраста, фактически вышел из бизнеса и решил сосредоточиться на том, что меня по-настоящему интересовало. А интересны мне были автомобильные путешествия в дальние страны. Специально для этого купил новенький дизельный внедорожник Тойота-Прадо и при активной поддержке жены и вдохновительницы наших будущих турпобед начал готовиться к грандиозному походу по маршруту Иркутск-Лиссабон, который мы назвали «От священного моря к последнему».

Первоначально ничего, кроме необъяснимо сильного желания пройти от берегов Байкала до берегов Бискайского залива, в наличии не было, но и этого оказалось достаточно, чтобы мы успешно осуществили свою мечту. За 3 с половиной месяца путешествия мы прошли около 35 тысяч километров по территориям 19 стран.

Повторяться не стану, так как о нашем походе рассказывал и в своем живом журнале.

Закономерен вопрос – тогда зачем я все это сейчас вспоминаю? Дело в том, что в нашем большом путешествии, как в матрешке, содержалось еще несколько. И если о западно- и восточно-европейской частях похода я рассказал, то о российской только обмолвился. Оно и понятно: когда на тебя обваливается фантастическое количество новой информации, то, конечно, хочешь ее переварить и интерпретировать в первую очередь.

Сейчас, по прошествии некоторого времени, я понимаю, что самая яркая часть нашей поездки пришлась на современную Европу, но почему-то больше всего запомнилась российская.

Да, сервис здесь был никудышный, цены запредельные, дороги плохие, но это была неведомая прежде родина, которая удивляла, восхищала и потрясала одновременно.

… Еще во время подготовки к нашему путешествию мы неожиданно для себя выяснили, что побывали на всех цветных морях планеты: Черном, Красном, Желтом и даже Мраморном, за исключением только одного – Белого. Это белое пятно мы и решили ликвидировать. Поэтому, когда вышли из Европы через Балканы, Румынию, Украину, то не встали на путь домой в Сибирь, а двинулись на русский север.

Рассматривали разные варианты: и Мурманск, и Архангельск, но в конечном итоге решили двигаться на Соловки. Место, что называется, сакральное, намоленное и умытое кровью. Убежден – один из центров силы России. Вход в эту зону об этом никак не свидетельствовал. Единственный свободный номер нашли в гостинице городка Кемь. Помните, из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» - «Йя, йя, Кемска волост». Так это про неё.

Добирались до гостиницы с приключениями, все никак не могли поверить, что за полуразрушенными домами с разбитой дорогой может находиться хоть какой-то приют. В центре поселения нашли спорт-бар, в котором, заказав что-нибудь из еды, можно было получить доступ в Интернет. Здесь же выяснили, что добираться до Соловков следует из соседнего поселка Рабочеостровска. Пара теплоходов ходила туда-обратно, но билеты продавали строго в одну сторону, что одновременно удивляло и тонизировало. Оставив автомобиль на причальной парковке и предупредив, что можем скоро не вернуться, отправились на острова.

Соловки

То ли день был удачный, то ли всегда так, но водный путь к Соловкам не был утомительным.

На причале встречали торговцы сувенирами и товарами местного производства, но все, конечно, стремились к монастырю, который приметен был задолго до подхода. Для многих, включая нас, это была главная цель, и, возможно, единственная. В числе туристов, и, как убедился в дальнейшем, не случайно, были женщины, одетые в национальные русские одежды – сарафаны. Не эстрадные костюмы, а повседневные, которые носились вполне естественно.

Таких дам я чуть позже видел и в Суздале, и Торжке. Вероятно, это один из способов самоидентификации. События, напомню, развиваются в 2013 году.

О самих Соловках, о возвышенной и трагичной истории островов, подробней расскажут многочисленные интернет-ресурсы. Для меня же создалось полное ощущение того, что мы оказались одновременно и в духовной обители, и в крепости, и в концлагере. В этом смысле Соловки и есть то, с чем многие олицетворяют Россию.

Соловки

Для меня удивительным оказалось то, что вода вкруг крепости оказалось черной. Также поразил и сам монастырь, точнее, его стены. Как умудрились вручную уложить в них много веков назад огромные валуны, для меня остается загадкой.

Внутри монастыря кипела жизнь. Повсеместная реконструкция – все в лесах и кирпичах. Не в обиду православным будет сказано, но на работах задействовано было много гастарбайтеров из Средней Азии. Ситуация не уникальная – в монастырях центральной России работает много иноверцев, а в Забайкалье нормально встретить и китайцев.

Ни в коем разе никого не осуждаю – все экономически целесообразно и церковь живет по тем же правилам, что и все общество. Но, возможно, сейчас что-то изменилось.

Что еще поразило, так это пантеон. На фоне всех многовековых захоронений монахов и святителей выделяется одно, которое посвящено последнему кошевому атаману Запорожской Сечи – Петр Калнышевский. Представьте человека, который много лет сеял смерть и хаос вокруг себя, а затем 28 лет просидел в камере 1х3 м, из которой его выпускали на свежий воздух три раза в год на Рождество, Пасху и Преображение. Помилован в возрасте 110 лет. Но остался в монастыре. Господь дал ему успокоение лишь на 113 году жизни. Был канонизирован украинской православной церковью.

Но все развивается по спирали: место, где просили прощения за смертоубийство, стало местом казни. Здесь приняли свинцовое причастие и попы, и философы, и комиссары.

Стремясь скрыться от тяжелых дум, ушёл за пределы монастыря. А там своя жизнь. Самая обыденная.

Соловки

Местные пытаются перенаправить турпоток. Для экскурсий по острову используются вот такие автомонстры.

Есть несколько магазинов, кафе и гостиниц, но цены в сравнении с материком заметно выше, что, в общем-то, объяснимо. В небольшой гавани, рядом с заводью, оборудованной неработающими шлюзовыми сооружениями древней давности, наблюдаю, как самоходная баржа «Преподобный Зосима» под управлением шкипера-монаха швартуется. На борту бычок. Экипаж из двух человек ловко заводит концы, но баржа остается значительно ниже причальной стенки. Вопрос - как они будут вытаскивать быка.

Видя мой неподдельный интерес, шкипер решает объяснить свои дальнейшие действия. Но для начала, говорит:– Здравствуйте. Это важно. И дальше.

- Будет прилив, судно поднимется, и животное само сойдет на берег.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

… За день мы успели переделать все дела на Соловках: дважды обошли монастырь снаружи и изнутри, осмотрели ближайшие окрестности, нашли что-то похожее на батискаф, пообедали в местном кафе и приценились к гостиничным номерам, расположенным тут же, но бронировать их не стали, а решили попробовать вернуться на материк. Задача была непростой – по странной логике билеты на Соловки продавались в одну сторону. Обеспечить себе возвращение было личным делом каждого попавшего на острова.

Соловки

Предусмотрительно пришли на причал за час до отправления теплохода в Рабочеостровск. До последнего момента не знали, возьмут ли нас на борт. Потрепав нервы потенциальным пассажирам, капитан великодушно взял всех желающих, но не всем достались сидячие места – кому-то пришлось располагаться в проходах. Нашими соседями оказалась необычная тургруппа: два неразговорчивых мужчины 40-50 лет под предводительством дамы такого же возраста, но очень разговорчивой.

Все они оказались с Западной Украины, но уже несколько лет серьезно путешествующими по русским северам. Со сплавами, сбором морошки, ночевками у костров и прочими туристическими прелестями.

А мы только что прошли по Украине, причем, в основном по ее западной части. Никаких трудностей там не испытывали, но обратили, конечно, внимание на то, что не все хотят говорить и понимать по-русски. Пришлось самим осваивать иностранный язык – «Будь ласка», «Кава», «Картопля»…

Наша же собеседница убеждала нас в том, что говорить по-русски очень статусно, что никаких языковых проблем вообще не существует, а Киев 100-процентно русскоговорящий город. Впрочем, в этом лично убедились. К чему я все это сейчас говорю – к тому, что не было никакого предчувствия того, что через несколько месяцев две наши страны разделит непреодолимая пропасть.

… Обратный путь показался значительно дольше. Но темнеет здесь поздно. Поэтому решили прокатиться по побережью. Недалеко от поселка наткнулись на эту церквушку. Расположилась очень живописно – решили познакомиться поближе. Поразило не столько само здание, сколько корявая роспись у входа. Я долго пытался понять ее, но уразумел только одно: похоже, церковь постоянно оскверняют, и настоятель таким образом предал анафеме святотатцев. Судьба этого храма стала чуть более понятна после того, как местные нам рассказали, что именно здесь снимали часть фильма «Остров» с Мамоновым в главной роли. Видимо, для многих церковь перестала быть святым местом, а стала просто киношной декорацией.

В дальнейших наших планах значилось знакомство с Карелией, поэтому мы вернулись в гостиницу Кеми с тем, чтобы с утра продолжить путь. До этого заскочили в местный «Магнит» пополнить запасы. Стою в очереди за двумя парнями, а они обсуждают наши бортовые надписи.

- Иркутск, это где?

- Да где-то на Дальнем Востоке…

Впрочем, и я про Кемь еще пару дней назад ничего не знал.

По Карелии у нас два возможных маршрута. Оба они должны были вывести нас к российско-финским погранпереходам. Одна дорога короче, но, судя по интернетовским отзывам, частично проходит по лесовозным дорогам. Трафик на переходе незначительный, но вынужденное безделье может быть компенсировано излишним рвением. А нам пристальное внимание ни к чему – после европейского турне в багаже избыток вина и сдать его на хранение некуда, потому что из Финляндии в Россию будем заходить через Хельсинки.

Второй маршрут получался подлиннее, зато с твердым покрытием. Решения окончательно так и не приняли, подумали, ближе к границе с местными посоветуемся. И знать не могли, во что это выльется. А случилось вот что: проезжаю очередной городок, вижу двух камуфлированных мужичков. Ну, думаю, местные охотники или лесорубы. Торможу, начинаю расспрашивать, каким путем лучше проехать к финской границе. Замирают. Я начинаю думать, что может быть, двигаюсь в противоположную сторону от цели. Но потихоньку разговор налаживается, советуют ехать дальним маршрутом. Дело к обеду, через несколько километров останавливаюсь в кафе – мы единственные посетители. Пока готовят заказ, втыкаемся со штурманом в ноутбук и обсуждаем наше дальнейшее продвижение.

А у порога нас уже ждет человек в гражданском, но не гражданской наружности. Вот здесь.

Документы, то да се… Задает вопросы. Объясняем цель нашего путешествия, демонстрируем визы. К слову, за все путешествие по Европе у нас один раз проверили паспорта во Франции и один раз попросили доказать свою платежеспособность, когда мы грузились на паром, идущий из Италии в Грецию. Да еще однажды, когда мы забрались на самую высокую точку пустынного побережья в Болгарии, откуда открывался вид на радиолокационную станцию, к нам подъехал человек на квадроцикле и долго смотрел мимо нас в кусты.

На прощание наш новый безымянный знакомец заметил: «Ну что ж вы все время говорите граница, граница… Вам же погранпереход нужен. Ведь правильно?». Я так до сих пор нахожусь в неведении, кто нас вложил ФСБ – камуфлированные мужички или официант из кафе. Но теперь я уверен – граница действительно на замке.

Меж тем Карелия радовала нас: озера, мхи, ягоды... На одном из лесных поворотов наткнулись на монумент времен Великой Отечественной. Сначала показалось, что просто памятник, оказалась настоящая линия обороны. Прошлись по окопам, вырубленным практически в камне. Странное ощущение…

Финскую границу перешли у Костомукши. Переход был пустынен. У нас проверили только документы. Дальше поднялись до Лапландии. Хотели, но передумали заезжать в Швецию: показалось, что по финансам не вытянем, слишком все дорого оказалось в Скандинавии – тут вам не Испания.

По северному побережью скатились в Турку, Хельсинки и выкатились на родину в районе Питера. А дальше по Золотому кольцу и домой. Но об этом я уже рассказывал.

Кому не хватило снимков с Белого моря – здесь есть еще
https://fotki.yandex.ru/users/olegavgustovski/album/399170, https://fotki.yandex.ru/users/olegavgustovski/album/399415.