Уникальные полотна
появились в Братске
В Художественно выставочном зале города Братска открылась первая
такого уровня выставка - «Западноевропейская живопись XVII-XIX веков».
Уникальные полотна для экспозиции были предоставлены Иркутским Музеем «Усадьба
В.П. Сукачева».
Выставка организована в рамках областного проекта «Деятели культуры и
искусства – жителям Иркутской области». Экспозиция объединяет 30 картин
художников из Италии, Франции, Германии и Чехии и знакомит с полотнами
известных и малознакомых зрителю талантливых мастеров кисти, а также с
многообразием жанров, тем, сюжетов европейского искусства.
По уже устоявшейся в выставочном зале традиции, открыло выставку
выступление учащихся и преподавателей Братского Музыкального училища. Все
музыканты были одеты в костюмы эпох представленных картин, и звучавшие в их
исполнении музыкальные произведения также относились к этим же эпохам, а потому
у собравшихся в зале появилось ощущение, что они попали в прошлое. Это еще
более усиливало эффект от представленных в зале полотен.
Полотна на популярные библейские и евангельские сюжеты на выставке
принадлежат немецким и французским живописцам. Неизвестный немецкий художник XVII века на картине
«Благовещение» помещает Марию и Архангела Гавриила на фоне волнующей своей
красотой окружающей природы. И только призывающий жест руки посланника Бога
указывает на смысл происходящего. Представитель неоклассицизма второй половины XVIII века немецкий
живописец Иоганн Питер Лангер в «Рождестве»усиливает всеобщее ликование по поводу
радостного события – рождения Спасителя, изображая в движении своеобразного
полета свидетелей этого чудесного явления. Этому столетию принадлежат картины
«Бегство евреев из Египта» неизвестного французского художника и мистическое
полотно «Сцена с читающим монахом и летающими чудовищами» неизвестного
немецкого живописца.
Несколько портретов на выставке исполнены мастерами XVIII и XIXстолетий. В
традициях европейского психологического портрета в XVIII веке работал
немецкий художник Георг Вайсман. Сложный внутренний мир умудренного опытом
человека в «Портрете старика» он передает скупыми живописными средствами.
Придворный живописец короля Пруссии Фридриха II Антуан Пэн в
камерном портрете «Женщина с письмом» не просто идеализирует образ молодой
особы налетом романтической задумчивости, но и проявляет интерес к ее
индивидуальности. Профессор и директор школы изящных искусств Парижа Жозеф
Николя Робер-Флери в «Женском портрете» передает душевную теплоту и красоту
внутреннего мира модели. Восхищает всплеском радости. Молодости и красоты
обаятельный образ в «Женском портрете» итальянца из Болоньи Джузеппе Маскарини.
Более многочислен и разнообразен на выставке жанр пейзажа. После
длительной реставрации впервые на выставке представлен великолепный пейзаж
«Утро в порту» французского пейзажиста, жанриста и портретиста Жоржа дю Плесси,
прозванного Дюплесси.
Лесной мотив в «Пейзаже с замком» Николая Астудина, бредущие среди
холмов путники в «Пешеходах» Адольфа Тамма, завораживающее красотой морское
побережье в картине «Море во Франции» итальянца П. Торетти, сельский мотив в
картине «Всадник с быком» известного барбизонца Констана Тройона подкупают
поэтичностью и верностью натуре. Великолепен сияющий колоритом с эффектами
солнечного света пейзаж «В Булонском лесу» Диаса де ла Пенья, представителя
Барбизонской школы.
В «Батальонном этюде» немецкий художник Гюстав Шварц, выполнявший
заказы русского императора Николая I, с точностью документалиста
воссоздает сражение русских и французских войск в войне 1812 года.
Жанровые картины на выставке выполнены в стиле бидермейера (игра слов:
«бравы господин Мейер» - от «бравый» и «Мейер»). Несколько бытовых сцен
привлекают жизненностью и трогательностью сюжетов, мягкой иронией и симпатией:
к мальчишкам-подмастерьям на картине «Игра в карты» чеха Эдуарда Штеффена или к
опьяневшему священнику «В погребке» Августа фон Вилле.
Внешняя красивость и занимательность сюжета, искусственная экзальтация
чувств, гладкость и элегантность манеры, при этом безупречное профессиональное
мастерство и особая привлекательность образов отличают картины, которые принято
называть «салонными». К ним относится женский портрет «Дама с веером» француза
Генри Эрмонта, обаятельный подросток в «Девочке с кошкой» художника-декоратора
и портретиста из Мюнхена Эммы Вольсбергер Дария, очаровательная «Женская
головка» замечательного французского художника Пьера Жозефа Дедри-Дорси.
«Продавщица цветов» художника и искусствоведа Анри Валенси.
Надо сказать, что работы для экспозиции подобраны так замечательно, что
даже новичок в живописном искусстве очень быстро начинает замечать, чем
отличаются итальянская, французская и немецкая школы, обращая внимание на
особенности написания полотен: широкие мазки или их отсутствие, игру света,
особенности передачи фактуры.
Выставка продлится до 15 июня, а потому все братчане смогут
прикоснуться к прошлому и насладиться прекрасными полотнами замечательных
живописцев.
Ольга Артюхова
|