.: наши издания :.

ХОББИТ ИЛИ КАРАПУЗЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

 

В широкий прокат наконец-то вышел самый ожидаемый фильм 2012 года - «Хоббит: Нежданное путешествие». О нет, это уже не милая волшебная сказка профессора Толкиена. Питер Джексон снял очередную героическую трилогию, и трехчасовое «Нежданное путешествие» - ее первая часть.

Когда молодой и кудрявый Бильбо Бэггинс (Мартин Фримен, прославившийся ролью в сериале «Шерлок») достает светящийся меч и рубит гоблинов в капусту, сразу вспоминаются  битвы джедаев из далекой, далекой галактики. У дракона Смога - огневая мощь имперского истребителя. У Сарумана - взгляд сенатора Палпатина. «Звездные войны» - бессознательное  «Хоббита». Определенно, лавры Джорджа Лукаса не дают Питеру Джексону покоя. «Хоббит» - первый фильм приквел-трилогии, будет еще два «Хоббита» в дополнение к трем «Властелинам колец» - в точности как у Лукаса.

Что делать, если довольно компактную сказку хочется растянуть на девять часов экранного времени?  Набрать эпизодов и персонажей из «Властелина колец», а дырки залатать собственным сценарным креативом!

 

 

Так в фильме появилось его главное украшение - Радагаст Карий (Сильвестр Мак-Кой), полусумасшедший маг-гринписовец. У Толкиена о нем только намеком. Радагаст «злоупотребляет грибами» (глупая шутка авторов сценария), без ума от животного мира и похож одновременно на битника и Санта-Клауса. У него даже волшебная упряжка есть, только запряжены в нее не олени, а зайцы (вздох умиления  в зале). А когда Радагаст волшебным дыханием воскрешает отравленного ежика (крохотные ножки, крохотный носик, крупный план) - зал и вовсе бьется в истерике.

Уже на примере с ежиком видно, что авторы решили поэксперементировать. Им как будто жаль отказаться от приколов и изобретений ради художественного целого. Вот, допустим, тролли: варят суп из гномов, чихают, сморкаются в котелок и рассуждают, что «с соплями вкуснее» (еще одна авторская шутка). И тролли обаятельные, и уйма денег вбухана в их живописное окаменевание, и юмор вполне себе средневековый.

Въедливые толкиенисты опять будут кричать, что ляпы кошмарные, что Галадриэль - блондинка, что гномы овладели чисто эльфийским мастерством стрельбы из лука, да и выглядят как бородатые эльфы. Крики эти от нехватки фантазии -  кино, конечно, самостоятельное искусство и может изобретать любые подробности, лишь бы они между собой сочетались. Не о толкиеновские подробности споткнулся Питер Джексон, а о сам жанр.

И «Властелин колец», и «Хоббит» - фэнтези, но «Хоббит» все-таки ближе к классической сказке (именно так ее когда-то давно и задумывал профессор Толкиен). Инициация героя, волшебный помощник, волшебное оружие  - обнаженная схема старой сказки насажена на стержень ясного и ироничного языка. «Хоббит» - это героический эпос, рассказанный ребенку умным и добрым взрослым. Мир Средиземья в «Хоббите» еще не достаточно детализирован, его история и героика - на уровне намеков и обещаний. В этом и прелесть книжки.

 

 

Но Питер Джексон решил делать не столько fairy tale, сколь полноценный приквел к «Властелину колец». Долой намеки. Все очень конкретно - и мечи, и погони, и драки. Все толкиеновские подтексты Джексон выводит в монологи. И вот Гэндальф (Йен Макеллен) на фоне заходящего солнца торжественно проговаривает главную идею «Хоббита» - о громадной роли маленького человека в истории.

В «Нежданном путешествии» вообще много разговоров и очень мало действия. То есть внешнего-то действия полно. Герои бегут, когда за ними гонятся, и дерутся, когда на них нападают. Но как-то без задора. Настоящее кино начинается, когда Бильбо с Горлумом (Энди Серкис) садятся играть в загадки. Вот тут все по-честному: честный страх, честная ненависть, честная угроза смерти от мелких зубок этого обаятельного монстра. Вот где драма. Увы, длится она десять минут, и хоббит снова бежит творить подвиги.

О хорошем: Кейт Бланшетт по-прежнему сокрушительно красива, Горлум по-прежнему невероятная помесь зомби с обиженным ребенком, гномы отлично поют и выглядят - кроме тех, что похожи на эльфов. Ну, и ежик, не забывайте о маленьком умирающем ежике, вот что главное. Есть еще и дракон, но от него нам показали только лапы и хвост. Прочие части драконьего тела  - во второй и третьей части. Нам с этими хоббитами еще два года возиться.

Резюмируя. Сколько людей — столько будет и мнений. Поклонники встретят его на ура, остальные, мне думается, более сдержанно. Фильм не может вызвать резкого отторжения (несмотря на пропаганду курения и легких наркотиков), так как для каждого в нем есть своя изюминка. Но и бурных восторгов, скорее всего, не вызовет. После него можно сказать, что Питер Джексон стал походить на средневекового ремесленника или гнома из Средиземья: шедевр создал уже давно, а теперь потихоньку мастерит качественные вещи по лекалу. Что ж? Это тоже неплохо.

Станислав Августовский


.: Всё для вас :.
   
©, 2003, sergeich

SSL