.: наши издания :.

ВИКТОР ЦОЙ: - ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ - Я УХОЖУ…

 

На прошлой неделе в России широко отметили 50-летие со дня рождения рок-музыканта Виктора Цоя: концертами, воспоминаниями, фильмами… Братск также не остался в стороне. На площади у гостиницы «Тайна» 21 июня собрались несколько местных рок-музыкантов и небольшим концертом отметили день рождения кумира.

Недолгая, но яркая жизнь основателя и лидера группы «Кино» на глазах превращается то ли в легенду, то ли в культ, а музыкальное наследие с каждым годом приобретает все больше поклонников. И тут к месту будет вспомнить, что именно в нашем городе группа «Кино» дала, вероятно, свой самый необычный концерт. И основные события развернулись именно здесь, у «Тайги», где сегодня звучат песни в память о Цое.

… 31 мая 1990 года молодежь Братска ожидала с нетерпением. На эту дату были назначены два концерта группы «Кино», которые должны были состояться на городском стадионе с двухчасовым интервалом. Первый должен был начаться ровно в 20 часов. Чуть раньше здесь прошла репетиция, за которой наблюдали удачливые жители ближайшего семейного общежития из своих окон и балконов. Любительская запись очень плохого качества, на которую попала одна из песен Цоя с символическим названием «Закрой за мной дверь - я ухожу», сделана была именно тогда. Сейчас этот ролик широко представлен в глобальной сети, и кое-кто утверждает, что он был записан тогдашним продюсером группы Юрием Айзеншписем. 





Словом, начало тура не предвещало никаких неожиданностей. Но далее события приобрели неожиданный оборот и трагизм. Первый из назначенных концертов начался с полуторачасовым опозданием. Разные источники по-разному трактуют причину задержки: кто-то говорит, что вышла из строя аппаратура, кто-то ссылается на метеоусловия – якобы шел моросящий дождь и опасно было использовать электрооборудование. Многие из зрителей, пришедшие на концерт, устали ждать выхода группы «Кино» и просто разошлись по домам. Оставшиеся вынуждены были довольствоваться коротким выступлением «Кино» и покидали стадион очень раздраженными, поскольку жили предчувствием музыкального праздника, а попали на невесть что. Но им еще повезло, они хоть что-то увидели и услышали. А вот тех, кто купил билеты на второй концерт, откровенно решили «кинуть». 

 

 

Продюсер группы «Кино» Юрий Айзеншпис  вспоминал об этих событиях так: «Местные устроители не выполнили большинство условий договора, и мы решили на сцену не выходить, оставшись в гостинице». В результате, по его выражению, случилась «забавная ситуация».

В интервью смоленской газете он более подробно живописал случившееся. «Ко мне приехали организаторы концерта, просили выступить, угрожали. Говорили: «Вы не знаете нашу толпу. Они разнесут всю гостиницу». Пришел и начальник ОВД, пытался нас заставить насильно дать второй концерт. Я выставил его за дверь. Буквально минут через 10 послышались крики: «Витя! Цой! «Кино!». И действительно, они стали вламываться. Теперь начальник ОВД пришел уже с зампредом горисполкома, который сказал: «У нас недостаточно сил, чтобы защитить вас. Сейчас они начнут все ломать, бить». И тут в окна полетели камни... Мне стало страшно, потому что я знаю, что такое толпа. Она может все! А гостиница новая, из бетона и стекла. Я подумал, что нам все-таки придется выступить. Разбудил Витю. Он спросил: «Что случилось?». Оказывается, его окна выходили во двор и крики доносились заглушенными. Мы спустились. Я в шлепанцах, Первое, что мы увидели, подразделение ОМОН, в касках, разбитые стекла, прорвавшихся в гостиницу молодых людей. По мегафону объявили, что Цой выходит на улицу, пропустите машину. И толпа расступилась. И мы поехали сквозь ее, а она тянулась, наверное, метров на 200. Нам повезло, что милицейский УАЗик - машина железная, потому что каждому хотелось дотронуться до нее либо рукой, либо ногой. Сидим внутри, и такой стук слышен! Толпа последовала за нами на стадион. Было уже за полночь. Пока возились с настройкой аппаратуры, Цой решил не ждать и вышел с акустической гитарой. Стадион пел, горели факелы. Он отработал целых полтора часа!

В шесть часов мы выезжали из гостиницы, и администрация предъявила нам претензии за ущерб, нанесенный, якобы, нами. Но к этому разбою мы не имели никакого отношения».

Где-то через неделю в главной городской газете «Красное знамя» появился репортаж о случившихся событиях. Назывался он симптоматично – «Не «Кино», а просто цирк!». События описывались схожим образом, только добавлялось, что пострадали не только витрины гостиницы «Тайга», но и припаркованный тут же автобус «Икарус».

По иному автор посмотрел и на побудительные причины случившегося. Организаторами тура, как выяснил журналист, оказались вовсе не местные деятели искусств, а свердловская фирма «Русь», представитель которой попутно оказался в КПЗ, правда, не за плохую организацию концерта, а за дебош в женском общежитии. Не без иронии автор замечает, что «ночное рандеву» явно не понравилось музыкантам «Кино», и они покинули Братск первым же утренним рейсом, увозя вместо гонорара иск на 14 тысяч за разбитые витрины гостиницы.

 

 

 

Я связался с автором этого репортажа С. Севильским и попросил вспомнить какие-то подробности, которые, возможно, были упущены при публикации. Севильский по этому поводу заметил, что порой слушает эту историю, как совершенно новую для себя. Однако припомнил, что газета в духе того времени (гласность, перестройка и т.д.) опубликовала вскоре еще одну статью на эту же тему, но под иным соусом. Я долго ее искал, но нашел. К слову, пора бы оцифровать архивы газеты «Красное знамя» - там масса интересных материалов на самые разные темы. Но к делу: авторы заметки «Виктор Цой: - «Привет Братску!» О. Знобищев и А. Орехов встали на защиту Цоя от злобного С. Севильского. По мнению корреспондентов, певец поступил правильно, отказавшись играть на неисправной аппаратуре. Типа, боролся с халтурой. В заключение Цой вроде как бы сказал Знобищеву и Орехову, что он еще ни разу не попадал в такую ситуацию, никогда не играл в такой холод и на такой неисправной аппаратуре. И ему обидно, что не удалось показать братчанам высококлассный рок.

Вот так, рок-музыка спасла Братск от еще больших беспорядков, - заключают авторы заметки.

Вот оно и хорошо. К тому же есть, что вспомнить. По крайней мере, теперь всем известно, что Братск – город компромиссов.

Олег Августовский, фото автора

 

 

 


.: Всё для вас :.
   
©, 2003, sergeich

SSL