Василий Соколов: «В Братске плесенью не пахнет»

 

3 декабря в братском драматическом театре премьера! Ставится спектакль по пьесе Марии Ладо - «Очень простая история». Поскольку в театре сейчас нет главного режиссера, и для каждой новой постановки приглашаются режиссеры из других городов, на этот раз - из Абакана. Василий Соколов уже много лет занимается режиссурой, на его счету более сотни постановок, работал и в Красноярске и в Томске и в Абакане. На его счету три всероссийских лауреатских премии, три всесоюзных и одна международная.

Я договорился с ним о встрече, чтобы поговорить о готовящемся спектакле и о впечатлениях от работы в Братске. Хотя для режиссера выдался тяжелый день - до позднего вечера шли репетиции, он все же согласился на встречу…

О премьере

- Расскажите немного о будущем спектакле?

- Это довольно сложно сделать в несколько слов. Я каждый день разговариваю по шесть часов с актерами, объясняю им суть пьесы, а тут все за раз. Если вкратце пересказать сюжет, то это история-притча о жизни двух деревенских семей. Одновременно действие разворачивается в хлеву, где наравне с людьми живут домашние животные, которые по-своему видят окружающее, по-своему размышляют над происходящими событиями, становятся свидетелями странных человеческих отношений.

Юные Дашка и Алешка обнаруживают, что у них скоро может родиться ребенок. Все бы хорошо, они и пожениться готовы. Беда лишь в том, что родитель Дашкин ни в какую родниться с пьяницей соседом – отцом Алешки – не хочет: старые обиды простить не может. По людским понятиям решить эту проблему не суть сложно. Только вот страшное слово «аборт» диссонансом режет ухо домашним животным – невольным свидетелям происходящего. И обитатели хлева решают спасти дитя…

В спектакле десять действующих лиц, столько же и актеров. «Очень простая история» сейчас идет практически по всем театрам России, теперь будет и Братске.

- А смысл спектакля?

- Затрагивается очень много проблем, все они вечные. Любой человек увидит там что-то свое, например, проблема пьянства, абортов, и главное – как можно жить без счастья. Животные хлева изумляются, как люди могут копить деньги, если не покупают на них то, что им действительно нужно, а тратят на всякую чепуху, которая и без того у них уже есть.

- В спектакле много действующих лиц – не людей (ангелы, животные), как это будет выражено визуально?

- Это нужно видеть, могу лишь сказать, что петух будет похож на петуха. И так же со всеми остальными героями.

- Как идет подготовка к премьере?

- Уже готовы декорации, костюмы. Можно сказать все идет очень хорошо, без накладок.

О братском театре

- Понравилось ли вам работать в нашем драматическом театре?

- Здесь царит первозданная чистота, не пахнет плесенью абсолютно. Я говорю, не пахнет плесенью и про здание, оно отличное. Но в основном про человеческие отношения – почти во всех театрах, где я работал, были интриги, подковерная борьба. В творческой среде это вообще очень развито. Вот, например, когда общаешься с человеком иногда можно уловить негативные волны, почувствовать его недоброжелательность. Здесь же этого я не заметил нисколько, очень доброжелательный коллектив. Уникальный театр!

Актеры работоспособны, понравилось работать с этой труппой. И еще чего не раньше на замечал в других городах - «союз коня и трепетной лани» в Братске просто идеален. Я говорю про союз актеров и технических работников театра, которых бывает незаметно, но между тем это очень важная часть жизни театра. Кто будет шить костюмы, готовить декорации, если не они? В Братске актеры и работники сцены существуют органично, отношения хорошие, как я уже говорил.

- Если еще пригласят на постановку, приедете?

- Работа здесь принесла мне только удовольствие, если как-нибудь пригласят еще, обязательно соглашусь.

О режиссере

Василий Соколов выпускник знаменитой "Щукинки", имеет опыт работы со многими российскими театрами, где осуществил не одну театральную постановку. Постоянная сценическая площадка режиссера - интереснейшая театральная студия в Абакане. Он известен своей постановкой «Гамлета» в Томском театре, за что получил немало наград.

Когда я спросил его, имеет ли он какое-либо звание (заслуженного или народного), режиссер ответил, что к счастью нет. Соколов объясняет это тем, что в до- и перестроечные времена имел крайне плохие отношения с властью, отказался вступать в партию и звание ему не дали. Впрочем, оно ему и не нужно – главное, чтобы зрители любили, считает режиссер.

Роман Августовский, фото автора.