ЗВУКИ ИЗ ПЕЩЕР ИНКЕРМАНА

 

Проездом с Запада на Восток дал единственный концерт в Братске гитарист-виртуоз Дидюля. Музыкант привезли относительно новое шоу «Пещерный город Инкерман». Местные ценители интересной и живой музыки собрались в «Братск-Арте».

Концерт начался вовремя: центральное место на сцене занимали шесть разных гитар – и греческая бузука, и акустическая фабричная гитара, и инструменты мастеров, изготовленные специально для Дидюли. На заднем плане поблескивали несколько барабанных установок и синтезатор.

И вот сцена озарилась ярко светом, а голос «за кадром» оповестил публику: «Валерий Дидюля!», после чего на площадку выпрыгнул сам исполнитель, весь в белом, и подошел к краю площадки на поклон. После этого ритуала музыкант взял одну из гитар и заиграл. Под зажигательные звуки фламенко на сцене начали появляться другие участники концерта, они включались в этот музыкальный поток и он их мощно нес. Так началось это красочное представление.

Еще звукооператор "Nazareth" приехав в Братск, при настройке оборудования воздевал руки и обреченно восклицал "It's a Russia!". Артисты, следуя девизу "Всё своё ношу с собой" привезли собственную звуковую и световую аппаратуру. Звук получился замечательный, драйвовый. И на сцене «Братск-Арта» может звучать отличная, динамичная живая музыка. Упругие чистые ритмы пробивали весь зал и слушателей. Неплохо поработали и осветители. Кроме динамичной подсветки, позади музыкантов создали настоящее звездное небо из сотен маленьких огоньков.

Музыканты играли в том же ключе – с оглушительными барабанами, характерными клавишами и внушительным басом. Ах, как приятна эта инструментальная музыка с редкими этническими вставками! Слышались и латинские гитарные мотивы и даже где-то израильские переливы, порой мелодию вел рожок.

Музыка рождалась на глазах зрителей, мне даже показалось, что несколько композиций, были чистой импровизацией.

Творческое мужское общество на сцене разбавила прекрасная девушка. В одежде, напоминающей национальные костюмы жительниц солнечной Турции, исполняла различные танцы, в том числе и восточный танец живота, а в паре номеров подыгрывала ритм, постукивая в бубен.

В рамках шоу Валерий продемонстрировал разнообразие своего репертуара – звучали вещи со сложными насыщенными проигрышами, с красивыми гармониями, медленные лирические баллады, пронизанные грустью и печалью, медленные вещи (иногда соло – музыканты пару раз оставили Дидюлю на сцене одного). «Браво!» - кричали поклонники.

Несмотря на то, что публики пришло не так много (она заполнила три четверти зрительских мест), количество компенсировалось качеством – собравшиеся были настроены на щедрые похвалы в адрес любимого артиста и на аплодисменты после каждой композиции.

Интересен сценический образ Дидюли - создается впечатление, что юноша немного не в себе, так странно он себя ведет. Видимо, именно так, всем телом Валерий чувствует музыку, растворяясь в ней. Зачастую номера носили космический инопланетный характер – во время звучания этих композиций гитарист расставался со своими инструментами и начинал лихо отплясывать, носился по сцене как угорелый, кружился, покачивал головой в такт музыке, но затем снова хватался за гитару.

Два часа концерта промчались, как несколько минут. За это время со сцены не было сказано ни слова - чувства, мысли и эмоции передавала музыка. Слова можно понять неправильно, потому что они проходят через мозг. А этот механизм, как известно, развит у всех неравномерно. Музыка же стучится прямо в сердце. Этот немногословный концерт дал лично мне - спокойствие, шанс отвлечься от бурного течения жизни, задуматься.

Инструментальная музыка от ДиДюЛи лично для меня как свежий ветер в противовес привычному суровому "долбежу" электронной и клубной музыки.

Евгений Бахмисов,

фото автора

  

Справка:

Этого человека называют не иначе как «инструментальным мессией»: он с пяти лет играет на гитаре, и сейчас его знает весь мир. На сцене шесть человек: сам гитарист, бас-гитарист, клавишник, ударник, перкуссия и танцовщица.

Долгое время композитор-исполнитель жил и работал в Испании, где и заразился любовью к местной музыке. С тех пор он объездил много стран, но визитной карточкой ДиДюЛи до сих пор остаются ритмы фламенко. Исполняет он и латиноамериканскую акустическую музыку в модных танцевальных обработках. Почти шесть лет назад вышел первый альбом виртуоза. Испанская гитара и новая эстетика пришлись зрителям по вкусу - за последние год ДиДюЛя стал самым популярным гитаристом в стране.

Сегодня график инструментальной группы "Дидюля", названной по фамилии солиста, 37 назад родившегося в Белоруссии, расписан по дням - очень многие хотят увидеть живой концерт единственного славянского гитариста мирового уровня.

И Дидюля счастлив, хотя шел к этому с 14-ти лет - через самообучение в Испании и концерты на Арбате. Солирует мысль Профессиональные гитаристы, демонстрируя свое мастерство, обычно играют популярные мелодии, памятуя о том, что людям интересно лишь то, что знакомо.

Дидюля, не эксплуатируя классику, играет только собственные оригинальные произведения. Помогают ему настоящие виртуозы: бас-гитарист, барабанщик, перкуссионист и клавишник-саксофонист. Ритм корриды и шелест морских волн, светлая грусть и лирика, барханы пустыни и стук колес поезда...

Вот выдержки из старых интервью с Валерием:

- Какие исполнители могли бы добавить к вашей музыке свои голоса?

- К ней добавлять ничего не надо, она самодостаточна - есть мелодия, положительная энергия и доброта, которая в нее заложена. Единственное, для некоторых композиций нужны вокализы - какие-то тембры, но слова точно лишние. Мое творческое кредо - общение со зрителем посредством звука, красивых интересных аранжировок. Хочется оставить некую недосказанность: музыка дает начало, посыл, после которого человек начинает думать, чувствовать, переживать. Слово слишком ограничивает.

- Почему же в свое время возник дуэт с Дмитрием Маликовым?

- Четыре года назад я сотрудничал с продюсером Иосифом Пригожиным, который не понимал, как можно просто играть музыку, и предлагал работать в песенном направлении. На моей студии был сделан дебютный альбом Аврааму Руссо - я его сочинил и записал. Потом была работа с Кристиной Орбакайте, Брайаном Адамсом, Пласидо Доминго... Но потом я почувствовал, что сам хочу самовыражаться, у меня очень много собственных идей. Поэтому ушел от продюсера, создал свой коллектив из лучших профессионалов Москвы. Задача-максимум - сделать красочное, яркое шоу мирового класса и провести мировой тур. Потихоньку двигаемся в этом направлении и получаем безумное удовольствие от своей работы. Необходимость моей профессии - следить, что нового происходит, какие появляются звуки, музыканты, как изменяется сцена, режиссура. На базар прихожу, бабушка кричит: "Пирожки, прянички, кофе", - очень колоритный тембр. А какие удивительные звуки - скрип двери, удар бутылки о стенку! Всё записываю и заношу в библиотеку звуков, чтобы потом эффектно использовать в аранжировке. Это увлекательный процесс - обрамлять мелодию в звуки.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние инструментального направления?

- Сейчас я занимаюсь организацией продюсерского центра, который будет помогать молодым исполнителям: неважно, будет это рояль, арфа, флейта или неведомый электронный инструмент, главное - искренность и звуковая основа.

- Вы работаете на серийных гитарах?

- Да. Хотя есть гитара, созданная по индивидуальному заказу, есть - греческая базука. Нет такого принципиального отношения к инструменту: обыкновенная, очень средняя гитара меня полностью устраивает! К сожалению, рамки концерта не позволяют вместить всю нашу музыку.

По материалам сайта didula.com