БРАТЧАНИН СТАЛ ПРОТОТИПОМ СЛОНА

 

В марте 2007 года вышла одна из самых ожидаемых на тот момент игр компьютерной индустрии – «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow Of Chernobyl», чья разработка длилась больше 6 лет. «Сталкер» создавался «GSC Game World» – украинской студией-разработчиком, под впечатлением от книги братьев Стругацких «Пикник на обочине».

Как и предсказывалось, шутер мгновенно приобрел многомиллионную армию фанатов по всему миру, большая часть из которых - наши соотечественники. И среди тех, кому «Ждалкер», как еще иронично называют игру, пришелся по душе, выделились две серьезные категории: разработчики различных патчей и модификаций (к сожалению, «GSC Game World», видимо, очень торопились и выпустили в продажу жутко сырую версию) и целая плеяда писателей, вдохновленных представленным миром «Зоны отчуждения». Сейчас, заходя практически в любой книжный магазин, на полках можно увидеть их произведения. Однако существуют и такие авторы, чьи работы ничем не хуже (а порой и намного лучше), но прочитать их можно только в электронном варианте в Интернете. Пожалуй, самый популярный сайт, где можно найти эти романы – «СамИздат» (этот электронный журнал являлся для многих известных писателей отправной точке в их творчестве). В Интернет-библиотеке можно найти и нашего земляка, ангарчанина Алексея Колентьева. По мнению огромного числа читателей, его незаконченная трилогия «Счастье для всех» - одно из самых успешных творений по миру «S.T.A.L.K.E.R.».

Сегодня мы беседуем с Алексеем о его творчестве.

***

- Имеете ли Вы профессиональное литературное образование?

- Нет. Я самоучка.

- Когда решили начать писать на темы «S.T.A.L.K.E.R.»?

- Инициатором выступил один из моих друзей. Мы вместе работали над одним из самых ранних модификаций к «Тени Чернобыля» (правили модель повреждений и тактико-технические характеристики некоторых «стволов», но моё участие было чисто номинальным и выражалось в даче практических советов по части поведения того или иного вида оружия в реале). Потом разговор зашёл о том, что в сюжете игры правдоподобно, а чего быть категорически не должно. Позже появилось начало «Жизненного пространства», которое отражало мой взгляд на сюжет с учётом личного опыта, это было примерно треть книги. Друг буквально настоял на том, чтобы это было выложено в сеть, а конкретно на «СамИздат». Затея казалась мне провальной: судите сами – я не профессиональный писатель, а по русскому языку всегда получал «посредственно». Ожидал чего угодно, только не успеха и писем с признаниями в собственном таланте, которых к концу первой книги получаю в среднем по три-четыре штуки в день, а бывает и десяток (что смущает). Так всё и началось.

- На «СамИздате» Вы ведете со своими читателями активные беседы, отвечая практически на каждый вопрос. Используете ли вы какие-либо из высказанных читателями предложений?

- Чаще всего использую, особенно это проявляется в процессе публикации частей или отрывков – тогда и правлю, и советуюсь.

- Почему за основу был взят мир «S.T.A.L.K.E.R.», а не какой-то другой компьютерной игры?

- Ну, это просто: сеттинг «Тени Чернобыля» во многом повторяет реальную жизнь, исключая всякие, скажем так, выдумки авторов проекта. А в остальном: локальный конфликт, современное оружие, практически полное повторение ряда событий, имевших место в недавней новейшей истории России. Писать легко, труднее удерживать себя от чрезмерного натурализма. Но я стараюсь. Другие игры имеют только один недостаток: они иностранные (я не могу увидеть образы, скажем, бойца какого-то американского спецподразделения из …. Ну, пусть это будет «Crysis». Я хоть и владею английским и немецким языками (первым свободно, вторым чуть хуже), но менталитет западных людей мне не близок. А чего не понимаешь и не приемлешь, о том очень трудно писать. Кроме того, место действия «Теней Чернобыля» почти родное: типовая застройка, каких множество, близких по духу персонажей и т.п., а в иностранных играх всё чужое. Наверняка у меня такой мир получится не реалистичным.

- Планируете ли после завершения трилогии «Счастье для всех» и дальше публиковать книги той же тематики?

- Пока не думал над этим. Время покажет. Если это нужно читателям – да, несомненно, буду продолжать.

- Может, все-таки, задумываетесь над другими сюжетами не связанными со «S.T.A.L.K.E.R.»?

- В проекте цикл книг о собственной вселенной. Запуск планирую после завершения работы над «Паутиной вероятности». Ничего более добавить не могу, кроме того, что это снова будет цикл произведений, объединённых одним главным героем и это будет боевая фантастика.

- Все ваши книги можно найти только в Интернете. Планируете ли издать книгу в ее обычном виде?

- Я не против. Но тут есть одно препятствие: мои книги – полный неформат. Они не соответствуют целевой направленности серии, выпускаемых правообладателем мира игры «S.T.A.L.K.E.R», издательством АСТ. Проще говоря, мои книги слишком «взрослые», серьёзные, жестокие и вообще - сплошное графоманство. Это не моё мнение, так считает группа «новых» авторов из официального пула одобренных издательством писателей.

- А принимаете ли участие в литературных конкурсах, посвященных «S.T.A.L.K.E.R.? Можно ли увидеть вас среди участников сейчас идущего третьего официального конкурса?

- Нет. Причина прежняя – неформат.

- При прочтении ваших произведений видно, что мир «Зоны» знаком не понаслышке. Откуда почерпнули столь детальные знания карты местности и повадок обитателей зоны?

- Карту взял в Интернете, наложил координатную сетку и всё. Повадки существ частью взяты из игры, частью списаны с обычных лесных зверей и даже сказочных персонажей. Например, Тихон – это лешак – леший.

- Одним из спутников главного героя трилогии братский сталкер. С чем связан такой поворот сюжета?

- Один мой, ныне покойный, к сожалению, друг, был родом из Братска. Слон целиком списан с него. Это моя дань его светлой памяти. У меня он выжил.

- На вашей страничке в предисловии к первой части трилогии написано, что книга вышла под впечатлением от «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow Of Chernobyl» при наличии глобального мода от AMK. Доводилось ли играть в оригинальную версию «S.T.A.L.K.E.R.» (без наличия сторонних «модов») и как ее оцениваете?

- Доводилось, конечно. Но в самом начале нашего разговора я уже упомянул о первопричинах написания «Счастья для всех». Именно несовершенство и сырость боевой части, как и некоторая наигранность сюжета и подтолкнули меня сначала к сотрудничеству с модостроителями, а позже и к написанию книг. Сама игра без АМК – заготовка, и пройти её можно, но не желательно. Оценка – по пятибалльной шкале – «три с плюсом».

- Поддерживаете ли постоянно обновляющиеся модификации игры или предпочитаете «моды» только от официальных разработчиков?

- Официалы не занимались сколько-нибудь серьёзной доводкой «Тени» после их выпуска. АМК – мод неофициальный. Сейчас у меня установлены: АМК, NewLevelChenger, солянка by WAWKA и кое-какие доработки поверх.

- Как известно, полгода назад вышел приквел игры – «Чистое небо». Если играли, то какие испытывали впечатления?

- Впечатления самые нелицеприятные для авторов «Чистого неба». Они повернулись спиной к наработкам игроков, выпустив недоброкачественный продукт с вялым сюжетом и нелепыми персонажами. О проблемах технического характера я промолчу – это общеизвестно и крайне некрасиво со стороны разработчиков, откатившихся даже дальше «Тени Чернобыля», где почти все глюки относились большей частью к мультиплееру.

- Можно ли ожидать выхода новой серии книги, основанной уже не на мотивах «Тени Чернобыля», а «Чистого неба»?

- Нет. Но мой коллега – Пётр Танетов, недавно закончил книгу по этой игре - «Иллюзия выбора», там присутствуют и некоторые второстепенные персонажи из «Счастья для всех». Рекомендую к прочтению, написано очень хорошо. Произведение также доступно на «СамИздате».

Вопросы задавал

Станислав Августовский