СИБИРСКАЯ ЗИМА ГЛАЗАМИ

ИРКУТСКИХ ХУДОЖНИКОВ

 

В художественном музее Иркутска полным ходом идет выставка картин местных художников, писавших с середины прошлого столетия и продолжающих творить поныне.

Экспозиция объединена общей темой – изображением сибирской зимы и носит название «Снега Приангарья». Это уже вторая выставка художественного музея из цикла «Времена года». Предыдущая проводилась около полугода назад.

Всего ценителям живописи представлено около сорока полотен и еще пара десятков различных предметов декоративно-прикладного искусства. Казалось бы, не так уж и много за почти полвека. На самом деле, в фондах музея находится куда большее количество самых разнообразных картин, где акцент делается на зимнюю пору, но по разным обстоятельствам удалось выставить лишь малую, но наиболее выразительную, их часть.

Как я уже упомянул, собранные работы создавались с пятидесятых годов XX века и до нынешней поры. Художники самые разные, есть и малоизвестные широкой публике, но есть и признанные, как, например, Виталий Рогаль, уже при жизни получивший дом-музей своего имени, что согласитесь, для провинциального художника круто. В экспозиции так же можно увидеть картины Анатолия Пурлика, Николая Вершинина, Андрея Жилина, Геннадия Кузьмина, Андрея Рубцова, Анатолия Костовского, Андрея Юшкова, и других.

На выставке, если можно так выразится, идет состязание поколений. Мы

можем увидеть деревянный Иркутск, его симпатичные избушки и особняки в изображении относительно старых мастеров, а рядом висят картины современных художников, рисующих хорошо знакомый нам индустриальный город.

Конечно же, не только этим отличаются работы художников. За эти годы в России поменялся не только общественный строй, но взгляды на искусство. У представителей более взрослого поколения картины пропитаны реализмом: здесь вам и рыбалка на берегу реки, и образы города и окружающей его природы. У современников же творчество несколько иное. Многие картины выглядят весьма оригинально, сплошной модерн. Вроде и понятно, что хотел изобразить автор, но, по мне, куда приятнее рассматривать полотна, где изображено то, что не требует значительных усилий для идентификации (пейзажи, портреты и т.д.), а не нагромождение каких-то мазков. Хотя сейчас много и поклонников современного видения искусства, и, конечно, при организации выставки этот факт был учтен.

 «Снега Приангарья» простоят в главном музее Иркутска еще две недели, и хотя закончится эта выставка через некоторое время мы, скорее всего, сможем увидеть продолжающую, третью часть цикла «Времен года».

Станислав Августовский,

фото автора