РУКОПОЖАТЬ ПРЕЗИДЕНТА

 

Новогодняя тематика в фильмах Тимура Бекмамбетова занимает особое место. Режиссер уже пытался снять картину, которая бы затмила такие шедевры советского кинематографа как «Ирония судьбы» или «Карнавальная ночь». Ведь именно их вся страна смотрит в праздничные дни. Однако бекмамбетовский сиквел «Иронии судьбы» удался лишь частично. Фильм сделал неплохие сборы в кассах кинотеатров, но не запал в души зрителям и критикам. Отзывы о нем получились крайне прохладные. В этом году режиссер предпринял вторую попытку создать новогоднюю картину – и намного более удачную. Вероятно, поняв, что переосмысление классики может вызвать лишь новое отторжение, он начал снимать с нуля.

Действие комедии «Елки» начинается за несколько часов до Нового года, в самой западной точке России – Калининграде. Главная героиня – воспитанница детского дома, запутавшаяся в собственном вранье. Чтобы казаться значительнее, девочка сказала другим ребятам, что ее отец – Дмитрий Медведев, президент страны. Пойманная на слове, она обязана либо доказать это, либо стать всеобщим посмешищем.

Помочь ей вызывается друг, поклонник так называемой теории «шести рукопожатий». Благодаря ее использованию удалось создать довольно интересное развитие сюжета и ввести в сценарий огромное количество действующих лиц. Вкратце суть гипотезы, выдвинутой 40 лет назад двумя американскими психологами, заключается в том, что каждый человек опосредствованно знаком с любым другим жителем планеты. И через недлинную цепочку общих знакомых можно передать сообщение кому угодно. В среднем такая цепочка состоит из шести человек, отсюда и название теории.

В общем, сюжет хорош, но главное достоинство картины не в этом. Оно, в первую очередь, в атмосфере. Передать это словами крайне сложно… Мне кажется, режиссер сумел показать, какое настроение и какие эмоции испытывают россияне в предновогодние часы. Радость и ожидание лучшего, готовность пусть и на короткое время, но поверить в чудо…

В «Елках» задействовано множество актеров, большинство – узнаваемые медийные лица. Например, одну из сюжетных линий ведут Иван Ургант и Сергей Светлаков. На мой взгляд, как герои кинематографа они слабоваты – слишком переигрывают. Привыкли ведь сниматься в шоу-программах, где это принято. Впрочем, переигрывание скорее даже фишка «Елок» - жанр комедии допускает и такое.

Есть и новые, удачные кадровые решения. К примеру, роль гастробайтера исполнил самый настоящий гастробайтер - «Таджик Джимми». На самом деле, по национальности актер узбек…. Просто прозвище приклеилось к нему после того, как один из его знакомых опубликовал на «Ю-тубе» видео, где он поет песенку «Джимми-Джимми-Ача». После этого «таджик» и стал знаменит: ролик просмотрели сотни тысяч раз. Так вот, неопытный гастробайтер смотрится на экране намного естественнее и интереснее своих коллег-профессионалов.

Никуда не делся в «Елках» обычный для картин Бекмамбетова продакт-плейсмент (скрытая реклама). На этот раз он не так раздражает, как в «Дозорах» или «Иронии судьбы»… Но все равно, вставлен не к месту. Кажется ненормальным и притянутым за уши то, что сотрудник аппарата президента, солидный мужчина, под Новый год идет поужинать в «МакДональдс».
Хорошо, что фильм вышел не после праздников, а за пару недель до них. Иначе бы картина вызвала куда меньше эмоций. Просмотр же «Елок» сейчас, в новогодней неразберихе и суматохе, успокаивает, заряжает позитивным настроем, внушает зрителю: «Все будет хорошо»!

Роман Августовский