СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ СТИЛЕ

 

C гастролями в Братске побывали известные московские актеры. Они привезли антрепризный спектакль «Не будите спящую собаку», по пьесе Джона Пристли, который был показан в понедельник во Дворце искусств. Это классический английский детектив, построенный на запутанных и сложных взаимоотношениях действующих лиц. Сюжет его полностью состоит из «скандалов, интриг и расследований».

В день спектакля билетов было уже не достать. Несмотря на то, что к нам приехал не самый звездный состав актеров «Спящей собаки» (их всего два) в зале был аншлаг. Пермская трагедия уже успела, кстати, отразиться и на наших подмостках. Раньше, когда мест оказывалось недостаточно, в зале ставили стулья.  Сейчас же прошло распоряжение – и правила (по которым никаких стульев быть не должно) стали соблюдаться неукоснительно. Некоторым из местных театралов пришлось стоять.

Самым известным в прибывшей труппе был, пожалуй, исполнитель главной роли – Сергей Астахов, играющий в московском театре «El cetera». Впрочем, массовому зрителю актер больше знаком по многочисленным работам в кино, где он исполнял главные роли в картинах «Принцесса и нищенка», «Гаишники», многочисленных телесериалах. В другом составе Сергея Астахова заменяет актер старой гвардии Ивар Калныньш. Вообще, на антрепризных постановках, в отличие от классических театральных, исполнители обычно взаимозаменяемы. Пока одни заняты на съемках или основной работе, гастролируют другие – потом меняются. Возможно, на приезд наиболее звездных из них как-то влияет и статус города (мы ведь в провинции живем)… Как бы там ни было, к нам, к сожалению, не приехали такие популярные актрисы, как Елена Корикова и Эвелина Блёданс.

Труппа уже успела побывать во многих городах, простота декораций способствует простым переездам: ведь все действие происходит в одной комнате. Так что на сцене видим только массивный стол и фигурный диванчик.

В завязке пьесы главный герой предстает перед зрителем в образе уверенного в себе мужчины, преуспевающего бизнесмена Роберта. Как и много раз до этого в доме Роберта собираются гости – обсудить последние новости, сплетни, немного выпить. Однако вскоре вечер перестает быть томным, разговор переходит на сложную тему. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой. Герои вспоминают о недавней смерти брата Роберта, Мартина. Для каждого из них он что-то значил - был братом, любовником, другом, коллегой. Вспоминая последние дни покойного, собравшиеся внезапно переходят и на собственные взаимоотношения. Они оказываются столь запутанными и сложными, что пересказать их хотя бы кратко никак не получается… Могу лишь сказать, что всплывают подробности многочисленных измен, предательств, воровства и, в конечном итоге, убийств.

Несмотря на классическую основу постановки и ее серьезность, пьеса не чужда юмору. Редкие, но меткие саркастические комментарии Роберта и его коллеги Стентона публика отмечала дружным смехом. При этом, правда, игра актеров давала понять, что шутят их персонажи не потому, что у них хорошее настроение: за ними они скрывают собственную растерянность или гнев. Один из критиков даже назвал эту детективную историю комедийной, хотя, на мой взгляд, это не совсем так.

Впечатлила игра Сергея Астахова – очень убедительно удалась роль человека, «доведенного до ручки». Пожалел, что недостаточно внимания уделено персонажу Ольги Арнтгольц, Бетти. В оригинальном произведении эта роль была больше, тут же она раскрывается только в самом конце.

В целом же спектакль интересен своей атмосферой: прямо чувствуется дух старого английского детектива. Правда, и смотреть его второй раз, вероятно, уже будет не так интересно – вся интрига ведь уже известна. Нужно хотя бы основательно все забыть, как я это сделал. Только под самое завершение действия вспомнил, что много лет назад смотрел по этой пьесе одноименный фильм.  Но это обстоятельство никак не повлияло на прекрасное настроение, еще долго сохранявшееся после того, как занавес был опущен.

Роман Августовский, фото автора