СКРИПАЧ И ОПЕРНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
Неделя, предшествующая годовщине города и последующая просто изобиловала событиями, которые, несомненно, стали праздниками для местных меломанов и поклонников высокой музыки. Вспоминая предыдущий городской праздник, который прошел под гастроли сильно поддатой группы «Веселые ребята», нынешний не юбилей был просто фантастически изобилен – музыкальное пиршество какое-то.
Скептикам, которые считают, что классическая музыка и оперное искусство свое отжили, стоило бы заглянуть в залы ДИ «Энергетик» и «Братск-Арта», и лично убедиться – слухи сильно преувеличены, желающих попасть на концерты было столько, что яблоку негде было упасть, люди сидели на приставных стульях, стояли в проходах. Причем собрались не пенсионеры, как некоторые полагают, а большей частью молодежь.
Но обо всем по порядку.
Первым братчан собрал на свой концерт лауреат многих престижных премий и титулов известный скрипач Олег Крыса. Он посетил наш город в рамках гастрольного тура, организованного при поддержке фонда "Русское исполнительское искусство". Музыкант так часто гастролирует по России, что даже несколько удивился, что в Братске оказался впервые. А мы должны удивиться еще больше, поскольку О. Крыса сейчас проживает в Америке, куда он уехал, как сам заявил «от Иван Ивановича», который распоряжался его судьбой по своему усмотрению. Иван Иванович – это, конечно же, собирательный образ советского бюрократа, а не конкретный человек. Вот не стало его и ученик всемирно известного скрипача Давида Ойстраха, выпускник Московской консерватории, профессор Истмэнской академии музыки вновь начал появляться в России. И это его уже третий тур по провинциальным городам.
Путешествует профессор с супругой и пианисткой Татьяной Чекиной (кстати в семье Крыс еще есть музыканты, один сын пошел по стопам отца – скрипач, а другой дирежер). В программе семейного дуэта были: Витали, Чакона и Прокофьев «Соната для скрипки и фортепиано № 2, ре мажор»; Шуман «Соната для скрипки и фортепиано ля минор»; Шостакович «Шесть прелюдий ор. 34» и другие известные произведения.
По правде говоря, первая часть концерта была несколько академичной и суховатой. Но те, кто покинул зал в перерыве, конечно же пожалели об этом, поскольку после антракта маэстро перешел к исполнению более веселой и знакомой зрителям музыки. Особенно по вкусу братской публике пришлись произведения Паганини и скрипача долго не отпускали со сцены.
Между тем, в рядах зрителей были и настоящие поклонники таланта Олега Крысы. Один из них держал в руках граммофонную пластинку, с которой, как он мне объяснил, и началась музыкальная карьера О. Крысы. Попутно допытывался, будет ли маэстро общаться с публикой.
О. Крыса и тут не обманул ожиданий и несколько минут посвятил разговору со зрителями. В частности заявил, что очень рад видеть в зале столько молодых лиц, и что любит выступать перед российской публикой, считая ее очень подготовленной и восприимчивой.
Конечно же, профессор подписал пластинку поклоннику и даже, похоже, несколько растрогался увидев раритет.
Провожали гостей стоя.
А в этот день на нашей сцене собрались теноры: Давид Гвинидзе («Геликон-опера»), Александр Сычов («Новая опера»), Оганес Георгиян (ГАБТ); баритоны: Юрий Баранов («ГАБТ), Максим Рихтер («Арбат-опера»), Александр Мартынов («Новая опера); басы: Алексей Дедов («Геликон-опера») и знакомый уже братчанам Владимир Огнев (ГАБТ). За роялем была Татьяна Диченко, а вела турнир Мариана Галанина.
Необычность этого представления заключалась не только в том, что на сцене можно было увидеть, сразу, скажем трех теноров. Это скорее, новый музыкальный жанр, который создал художественный руководитель проекта и участник турнира Давид Гвинидзе. Уже год (не побоимся слова) шоу радует зрителей своими талантами. А послушать, и как это не удивительно, посмотреть, было на что. Оперные певцы не просто блистали своими вокальными данными, но и живо играли, изображая забавные сценки, подначивая друг. И все было естественно, и все было в радость. От того зрители не жалели ладоней и собственных голосовых связок криками «Браво!» и «Бис!». А в конце представления и ног – стоя долго не отпускали артистов.
Следует сказать, что турнир оперных певцов это не спектакль однажды срежиссированный и поставленный, а скорей импровизация, тем и интересен. К тому же это живой организм, сегодня в нем занята одна оперная звезда, а завтра другая, но всегда есть выбор (в магазине сказали бы ассортимент).
От нас бойцы турнира отправились в Иркутск и дальше на Алтай.
Олег Августовский, фото автора