ЛОВКОСТЬ МЫСЛЕЙ, И НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА

 

Первые произведения Пелевина заинтриговали читателей своей новизной и заставили задуматься о многом. Однако, с каждой новой книгой все громче становится голос критикующих: мол, Виктор Олегович не способен выдать новые темы, словом, исписался. Действительно, во всех его произведениях главная мысль была и остается  одна та же – мы живем в мире иллюзии. А то, что кажется реальностью, может отнюдь ею и не быть, возможно, это лишь разводка, очередное самовнушение.. Читателю предлагалось взглянуть на мир через призму буддистских верований.

Новый роман под кратким названием «t» не стал исключением. У главного героя сомнения в настоящей действительности появляются уже на первых страницах. Эта концепция не меняется и к финалу. Однако голой философией читателя, по крайней мере, массового, не заинтриговать. Тут можно провести параллель длинными кавказскими тостами или библейскими притчами – мораль скрывается, должна скрываться за интересной историей, и тогда ей, возможно, заинтересуются.

И это, надо сказать, Пелевину удалось на славу. В романе есть и яркие образы, и афористические фразы, и даже экшен (стрельба, разнообразные трюки). Сюжет, правда, прослеживается слабо, по большой части все происходящее фантасмагорично. Лишь иногда повествование встает на твердую почву.

Действие происходит в прошлом. Время даже примерно, назвать сложно, так как в «t» встречаются люди, жившие в разные века. К примеру, княжна Тараканова (умершая в 1775 году) соседствуют на страницах книги с чекистами… Все описано с максимальной долей гламура, как это было и прошлой книге «Empire V». Впрочем, вчитавшись, можно понять, что Пелевин лишь стилизовал под прошлое наш с вами 21 век. Те, кто следят за светской хроникой, смогут даже узнать в некоторых героях романа нынешних знаменитостей.

Виктор Пелевин дает массу отсылок к своим предыдущим произведениям. Особенно к наиболее близким по духу «Чапаеву и Пустоте» и «Generation’у П». Из последнего как будто переехала дружная ватага рекламистов-криэйторов. В «t» они проводят для главного героя подобие пиар-акции. Есть и специалист, с которым Пелевин, судя по всему, ассоциирует себя – он отвечает за «метафизические раздумья, мистические прозрения и все такое прочее». Именно с ним у главного героя романа, графа Т., получился интересный диалог:

- А почему я Т.?
- Это тоже маркетологи решили. Толстой – такое слово, что все со школы помнят. Услышишь, и сразу перед глазами величественный старец в блузе, с ладонями за пояском. Куда такому с моста прыгать. А вот Т. – это загадочно, сексуально и романтично. В теперешних обстоятельствах самое то.

К сожалению, полностью понять книгу после первого прочтения невозможно: писатель всюду напихал различные загадочки и афоризмы, которые можно сразу не заметить. «t» получился сильным произведением, и читается роман гораздо легче предыдущих «П5» (http://pressmen.info/art/6_09_pelev.htm) и «Empire V» - здесь нет такого количество желчи… Похоже, в мирах Пелевина произошла переоценка ценностей.

Роман Августовский