Она в отсутствии таланта

 

В 1986 году (какой же я старый) мне в руки попал томик незнакомого автора Эдварда Радзинского, которого в аннотации представили как «известного советского драматурга» Это сейчас он мастер художественного слова и телезвезда. Зря, кстати, бросил драматургию.

Сборник пьес назывался «Театр времен…» И все в нем было неожиданно и свежо. В числе других там была пьеса «Она в отсутствии любви и смерти», написанная еще в 1978 году. Запомнилась главная героиня. Такой тип людей изредка встречается: живущих какой-то очень насыщенной внутренней жизнью, и очень блеклой внешней. В суть поступков и слов таких людей лучше не вникать – и сам можешь обжечься, и тонкую душевную настройку индивидуума нарушишь.

Когда стало известно, что в Братск приезжает театр Джигарханяна и, в числе нескольких других, везет спектакль, по когда-то понравившейся пьесе, то решил – обязательно схожу. И сходил. А сейчас думаю - может зря?

У пьесы очень сложная сценография. События порой одновременно происходят в нескольких местах, удаленных на огромные расстояния. Иногда сложно уследить за логикой спектакля, развитием сюжета. Для облегчения восприятия, а возможно по другим причинам, московский театр уменьшил число задействованных актеров. Так от ансамбля джазменов остался один  человек, да и тот больше походил на рокера.

Режиссер, так же решил осовременить несколько поведение героев, добавить в них пикантности. Автор пьесы, тоже был не промах и уже в одной из первых сцен пьесы раздевает догола главную героиню, инфантильную девицу с богатым внутренним миром. Режиссер же идет от противного, он заставляет обнажаться и демонстрировать неглиже всех остальных участниц спектакля (и даже доктора), кроме той, коей по должности положено. Оно понятно, современные драматургические веяния – без сексуальной подоплеки товар не продашь.

Все бы ничего – режиссер так видит! Но, к сожалению, видит, как-то по-особому. И главная героиня у него, не отягощенная комплексами девочка-подросток, а истеричка с потугами на пошутить. Впрочем, все женщины в этом спектакле ущербны и безысходно несчастливы. Да и главного героя как-то изощренно унижают, вопреки сценическому характеру.

Почему-то после просмотра спектакля появилось чувство какой-то беспросветности, хотя после чтения пьесы все было с точностью до наоборот. Может это такой режиссерский ход?

Кстати сказать, во время спектакля заметил среди зрителей актеров БДТ. После перерыва, нескольких из них недосчитался… Это я к тому, что не всегда наши ожидания оправдываются. Возможно, они просто были завышенными, ведь кто-то же кричал по окончанию спектакля «Браво!».

А, в общем-то, неплохо, что после долгого перерыва, пусть на небольшие гастроли к нам приехал столичный театр. Мы убедились, что и там работают люди, а не боги, что и у них не все ровно и талантливо. С другой стороны, есть такие зрители, что на спектакли своего театра ни за что не пойдут, а на приезжих – запросто. А там, глядишь, приохотятся, станут театралами…

Кстати, и я что-то давно на местных актеров не смотрел. Схожу, однако…

Олег Августовский, фото автора