КУРС МОЛОДОГО ФОТОГРАФА

 

Каждому человеку рано или поздно надоедает рутинная жизнь, и порой хочется попробовать что-нибудь новое. Например, резко сменить профессию. Особенно такой прием популярен у журналистов и писателей, которые прежде, чем садиться за написание своих работ, на собственном опыте опробуют, каково это быть продавцом, санитаром, дворником или полицейским.

С полгода назад я получил корочки фотографа, но применять полученные знания приходилось не слишком часто – по большей части для иллюстрирования газетных материалов. Но однажды подвернулась возможность устроиться в ателье документального фото, владелец только что открыл новый салон, куда срочно требовался работник. Упускать шанс попробовать себя на поприще фотографа хотя бы несколько дней я не стал.

Первым делом, конечно, осмотрел рабочее место. Техника не впечатлила: старенький «Пентиум», с трудом открывающий «фотошоп», цветной принтер, дешевая «мыльница» со штативом да самопальный свет, сделанный из зонтика и обыкновенной лампочки.

«И на этом работают фотографы?» - ужаснулся я. Как оказалось, для ателье не то, что техника, но даже опыт работы с цифровыми фотоаппаратами и соответствующим программным обеспечением особо не требуется. Мол, все покажем и расскажем за несколько минут, а дальше разбирайся сам, не зря ж учился. Проведя короткую инструкцию, начальство отбывает по своим делам, а я остаюсь с клиентами один на один.

Работа, в общем-то, оказалась непыльной. За день и десятка человек не наберется (маловато, конечно, но место было еще не раскрученное), и все как один снимаются на паспорта, удостоверения. Получалось для новичка вроде бы неплохо – по крайней мере, никто недовольства по поводу качества фотографий не выражал. А может, просто не заморачивались, вспоминая незыблемое: «на фото для документов человека узнать сложно». Разве что девушки иногда просили «почистить» лицо и прическу.

Но и никакого разнообразия. Хоть бы один человек поинтересовался насчет художественной фотографии: виньеток, портретов, каких-нибудь интересных постановочных кадров. Но, видимо, IT-прогресс берет свое: сейчас почти в каждом доме есть своя «цифра», а то и не одна, а молодежь активно изучает компьютерные премудрости. Платить за снимки в студии люди уже не хотят…

Зато оставалось время для экспериментов. К примеру, работая с казенной мыльницей, сразу понимаешь, что как ее не крути и не настраивай, но в итоге получится не четкий и яркий снимок, а мутно-смазанное пятно, которое потом еще долго придется ретушировать на компьютере. Решил усилить салон собственным «Никоном», пусть и стареньким, но не идущим ни в какое сравнение с имеющейся фотомыльницей. Путем проб и ошибок подобрал необходимые настройки для ручной съемки, помучился с неподходящим для тяжелого аппарата штативом, и качество не заставило себя ждать. Фото сразу готово к печати, достаточно было лишь выставить нужный размер. Вывод: как минимум, на фотоаппарате хозяину салона экономить явно не стоило…

Владелец заведения – сам в бывшем профессиональный фотограф, ныне ушедший на покой и решивший подзаработать таким образом на пенсии. Помимо того ателье, где работал я, у него имеется и еще один салон, в более удачном месте, но и там клиентов вряд ли наберется больше десятка-двух в день, а выручки едва хватает на оплату аренды.

Сопоставив все увиденное, можно понять, что с нуля такой бизнес на ноги поднять окажется делом непростым, даже имея профессиональные знания. Во-первых, огромную роль здесь играет расположение. Если салон выходит на шумную улицу или поблизости будут располагаться конторы чиновников (ФМС, ГИБДД и т.д.), а вывеска яркая и хорошо заметная, то почти наверняка без посетителей заведение не останется. Во-вторых, немаловажным является и оснащение. Без хорошо оборудованной фотостудии постоянных клиентов приобрести вряд ли удастся.

Проработав неделю в ателье, я понял – этот фронт работ мною полностью освоен и пора заканчивать эксперимент, который к тому же оказался не особенно выгодным экономически. Возможно, начни люди интересоваться студийной фотографией, я бы и задержался еще на какое-то время, все-таки это более интересная сторона фотомастерства, но пришлось ограничиться документальной съемкой.

А. Польских