РАБОТА СКУЛЬПТОРА ИЗ ПАЛЕОЛИТА?

 

Стоял жаркий июльский день. В водах братского водохранилища отражалось бездонное голубое небо. Только иногда набегавшие порывы ветра поднимали на его поверхности белые «барашки». Я решил сфотографировать эту красоту, и, чтобы иметь лучший обзор начал подниматься в гору. По пути к вершине наткнулся на кучу довольно крупных камней явно сложенных человеческими руками. Она была вытянута по склону горы с запада на восток и имела длину около двух с половиной метров.

Кто и с какой целью собрал эти камни? Может, это была заготовка строительного материала в древние времена или какое-то кочующее племя захоронило здесь своего родственника. Я продолжал продвигаться по склону, но никак не мог найти подходящее место для съемки из-за часто растущих деревьев. Ближе к вершине горы мое внимание привлекла группа крупных валунов, как бы поставленных вертикально. Вероятно, в этих местах в период последнего оледенения верхние слои грунта, двигаясь по склону, придавали этим камням вертикальное положение. Сделав общий снимок, обратил внимание на один из них. Его форма напоминала фигуру спящего человека. Под слоем лишайников явно просматривались отдельные части тела: голова, живот, ноги. На какие-либо археологические изыскания времени у меня не было, поэтому, сняв скульптуру на фотопленку, поспешил дальше.

Позже, напечатав фотографии и внимательно рассмотрев их, пришел к выводу, что обнаруженное мною человеческое изображение на камне могло появиться в период палеолита. В мире не так уж и много скульптурных изображений того времени. Самые известные из них: костенковская Венера (хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и виллендорфская Венера (из естественно-исторического музея города Вена). Для этих скульптур характерны преувеличенные части женского тела, так как создавались в период матриархата – господства материнского рода.

В тот период мужчина еще не стал умелым охотником и кормильцем семьи, поэтому все заботы по добыче растительной пищи лежали на женских плечах. Кроме того, женщина как мать увеличивала численность племени, что было основным условием выживания в тот период. Чем больше членов в родовой общине, тем меньше вероятность, что твоими скудными запасами пищи воспользуется соседнее племя.

Обнаруженная мной каменная фигура имеет явные женские черты. Это и маленькая круглая голова, узкие покатые плечи, рельефная грудь, массивные бедра. Вероятно, изваяние являлось божеством древнего человека, возможно рядом с ним совершались обряды и приносились жертвы.

Следующим летом я планирую навестить каменную «Эвенкийскую женщину» и более внимательно изучить это место обнаружения скульптуры. Возможно, стоящие по соседству вертикальные валуны скрывают под своими лишайниками изображения наших далеких предков.

 

Николай Санников,

фото автора и Венера виллендорфская.