УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО И ИСТОРИИ…

 

2 ноября во Дворце искусств Энергетика в рамках предстоящего 45-летнего юбилея этого почтенного заведения был показан спектакль по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». Поставила его самодеятельная театральная студия, которой руководит Ольга Головина. Об этой труппе мы уже однажды рассказывали чуть более года назад (http://pressmen.info/art/16_07_ptuchka.htm). Тогда на сцене Братского драмтеатра начинающие артисты демонстрировали свой спектакль «Птичка».

В этот раз театральная студия практически работала в родных стенах, поскольку в составе труппы в основном студенты Братского госуниверситета. И это чувствовалось – большой зал дворца был хорошо заполнен: столько зрителей на некоторые профессиональные постановки не собирается. Правда, публика собралась пристрастная – в основном родственники, друзья и знакомые. На сцене тоже было много народа. На эту особенность мы уже обращали внимание: похоже, всем участникам студии находилась своя роль. Впрочем, такое столпотворение не затеняло сюжетной линии. А интрига довольно проста. Тем, кто подзабыл рассказ В. Распутина, напомню. Недавно закончилась война: из деревни в небольшой сибирский городок направляется на учебу в среднюю школу паренек. Мать из последних сил напрягается, чтобы он получил образование. Но того, что она шлет из дома – катастрофически не хватает. И тогда парень находит свой источник доходов: он начинает играть на деньги, в так называемую, чику. Выигрывает понемногу, но постоянно, причем у окрестной шпаны. А те начинают оказывать на него физическое воздействие, проще говоря - бить. Видя, как не сладко приходится парнишке, ему пытается помочь учительница французского языка. Но наш герой гордый: он отказывается брать у нее продукты. Тогда та пускается на хитрость и предлагает с ней сыграть в чику на деньги. За этим занятием их и застает директор школы…

По нынешним временам пустяшные проблемы: били ведь не до смерти, как нынче смогли бы, да и с учительницей не развратом занимался. Именно поэтому спектакль о реальном случае, произошедшем с молодым Валентином Распутиным (о чем он вспоминал во время последнего своего визита в Братск) - это прежде всего спектакль о ушедшей России. Трогательной и жестокой.

Это путешествие в прошлое. И режиссер подчеркнула это тем, что вплела в ткань представления средства мультимедиа. Кроме актерской игры зрители увидели фотографии из старых архивов, стилизованные под черно-белую хронику видеосъемки. Но все же эти нестандартные режиссерские ходы не могут скрыть шероховатостей ученической актерской игры. Невероятно трудно попасть в резонанс с той эпохой: для старшего поколения это еще слишком близко, а для молодого – бесконечно далеко. Может потому и не появляется чувства сопереживания происходящему на сцене.

И все же публика с восторгом приняла спектакль. Его даже назвали гениальным. Такие завышенные оценки для профессионального актера, возможно, не опасны, а для начинающих могут иметь далеко идущие последствия. Надеюсь, студийцы восприняли эти слова как аванс, который еще нужно отработать.

О. Мартов, фото автора