ОЛЕГ КУРЫЛЕВ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ «АФИШЫ»

 

От редакции: один из самых успешных писателей Братска Олег Курылев недавно дал интервью интернет-изданию «Афиша». И хотя наша газета уже неоднократно писала о творчестве Олега Павловича (http://pressmen.info/art/8_08_kyr.htm), мы решили перепечатать и эту публикацию. В беседе с московским критиком Львом Данилкиным Курылев рассказывает, чем занимается сегодня, а также раскрывает свое видение литературы в целом.

Напомним, что писатель известен тем, что в своих произведениях делает упор на немецкую (и в том числе фашистскую) тематику. Литературную карьеру он начал в 2005 году, за период 2005-2007 годы издал три романа, а также две уникальных энциклопедии. Даже после того, как к Курылеву пришла определенная популярность, писатель не стал отказываться от привычного ему замкнутого образа жизни. Так что это интервью одна из редких возможностей узнать больше о литературных взглядах и пристрастиях братского писателя.

***

- Что вы сейчас пишете?
- В плане художественной литературы в настоящее время я ничего не пишу. К большому моему сожалению. Начал и уже год как отложил две вещи, к которым все же не теряю надежды возвратиться. Но совершенно без дела я не сижу. Все эти месяцы увлеченно работаю над книгой по германской вексилологии, а по-простому: над флагами и знаменами германских государств от Карла Великого и до наших дней. Как вы понимаете, это такой род книги, где иллюстраций больше, нежели текста. Так что я не столько пишу, сколько реконструирую старые стяги фридриховских батальонов, тевтонских комтурий и кайзеровских полков.
Напоследок не могу не сказать о постигшем меня невезении. Моя третья книга по военной истории — «Наци. Эстетика диктатуры», полностью сверстанная в «ЭКСМО» (а это 850 стр.) и проавансированная, попала под кампанию борьбы с пропагандой фашизма и вот уже несколько месяцев томится в ожидании какой-то там экспертизы.

- Какие книги — из недавно попадавшихся вам на глаза — вы бы посоветовали прочитать знакомым?

- Среди моих знакомых нет ни одного, кому были бы нужны мои рекомендации в области домашнего чтения. Все они живут своими детьми, дачами, коттеджами и другими заботами, предпочитая в свободное время посмотреть сериал или «Дом 2». Возможно это специфика нашей глубинки, а также моей некоторой замкнутости и нежелания искать единомышленников. Да я и сам далеко не книгочей. Предпочитаю историю, жизнеописания, мемуары. Эти книги читаю с красной ручкой в руке, варварски черкая на страницах и загибая листы. Последняя книжка, которую я таким образом изуродовал, была «Геральдика» Арсеньева. Скучнейшая, скажу вам, вещь для тысячи человек из тысячи одного. Выписываю скан-копии не издававшихся у нас книг по военной истории (от Геннадия Плоткина – редактора журнала «Сержант» — получил около 50 штук). Распознавание, правка и перевод текстов занимают уйму времени. Кстати, знакомство с этими книгами вселяет в меня все большую уверенность, что моим «Знаменам» вряд ли найдутся конкуренты на книжном рынке.

- Чего вам не хватает в русской литературе?

- В нашей литературе мне не хватает многого. Возьмем фантастику. На мой взгляд этого жанра в современной беллетристике категорически не существует. Называть фантастикой так называемые «миры», населенные эльфами, гоблинами и прочей чепухой, у меня язык не поворачивается. Да и нет мне никакого интереса до их проблем, и не трогает их героическая борьба за их нелюдские идеалы. То же и в случаях, когда с первых страниц вдруг узнаешь, что чуть ли не каждый второй твой современник вампир, а каждый третий иной. Сразу пропадает интерес и сострадание к их судьбам и невзгодам. Все это не фантастика, а некий род современной сказки для подростков, не требующий ни знаний, ни особой изобретательности авторов. Вы спросите, а что, собственно говоря, я вообще-то считаю фантастикой? Космические, но с человеческим лицом произведения Лема, Кларка, Азимова. Рассказы «золотого века» (шестидесятые-восьмидесятые годы), в которых жили нормальные люди по законам нормального мира, но при этом была изюминка чего-то необычного. Небольшая изюминка без переборов и наворотов, создающая, тем не менее, ситуацию, требующую от автора ума и фантазии для ее достойного развития и завершения. Начать ведь не так трудно, трудно оправдать розданные надежды и не разочаровать в итоге.

При виде наших книжных полок одни только обложки нагоняют тоску. Смотришь и думаешь: возможно, в этой толстой книжке и есть что-то интересное (даже, наверное), раз ее читают и хвалят, но сколько же нужно потратить времени и сил, чтобы продраться к нему сквозь эту груду устрашающих доспехов, лазерных мечей, злобных монстров и прочих вещей, далеких от нормального, взрослого, стесненного во времени человека. Научная и приключенческая фантастика устарела, уступив место сагам о неземных королях и рыцарях. При этом надо же было додуматься заменить бластер шестидесятых лазерным мечом, которым снова приходится размахивать, как встарь, хотя и стоя на крыле звездолета.

Мне не хватает художественных книг с историческим уклоном. За реальное, сочное изображение исторических декораций, на фоне которых пускай происходит все, что угодно, я бы простил многое («Парфюмер» Зюскинда, «Дезертир» Валентинова). Но когда книга похожа на американское кино о Чингисхане, в котором рыжебородого и кривоногого потрясателя вселенной играет черноволосый красавец Омар Шариф и в котором постоянно слышатся «сэр», «леди», «генерал», хочется посоветовать автору никогда больше не касаться истории и заняться взамен сочинением эпических саг о неземном.

- Какое стихотворение вы чаще всего вспоминаете в последнее время — и почему?

- Никакое. Каждый день крутится в голове какая-нибудь песенка, вот и все. Когда-то я знал наизусть «Чайльд Гарольда» (а это четыре с половиной часа непрерывной декламации), сочинял и сам, но теперь восторженность и лирика в чтении уступили место прагматизму – от книги я прежде всего требую информации. Правда, газет не читаю совершенно.

Лев Данилкин, www.afisha.ru.

Фото ИА «Пресс*Мен»