ТРУДНЫЙ ПОИСК ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ

 

Братский драматический театр открыл новый театральный сезон спектаклем «Бешеные деньги» по пьесе Островского. Режиссер Олег Кравзе привлек к постановке абсолютно всю труппу. В том числе роли (правда, без слов) достались и новым актрисам театра, пришедшим в БДТ сразу после окончания академии искусств.

Жанр спектакля определить достаточно трудно. Ситуации на сцене происходят самые разные – от забавно-комедийных до по-настоящему трагичных. Также есть элементы гротеска. В общем, все рассчитано на то, что зритель будет испытывать разнообразные эмоции. По мнению режиссера, постановка нетипична для Братска, так как она рассчитана на немного более искушенную публику, чем прочие спектакли. Пьесу относят к классике, у нас же привыкли к современным спектаклям. Поэтому некоторым «Бешеные деньги» могут показаться несколько скучноватыми.

Действие происходит в середине девятнадцатого в Москве. Основная площадка, на которой разворачиваются события – дом Надежды Антоновны Чебоксаровой, пожилой дамы с важными манерами (как описывает ее Островский). Главная героиня – ее дочь, первая московская красавица Лидия, одержимая идей найти состоятельного мужа. Поклонников достаточно много, поэтому выбирать есть из кого. Но в светской среде принято, как говорится, пускать пыль в глаза – некоторые персонажи выставляют себя богачами, но реальным состоянием не обладают.

Две недели назад в Братске гастролировал иркутский ТЮЗ со спектаклем «Беда от нежного сердца» (http://pressmen.info/art/39_11_teatr.htm) также на тему брака по расчету. Сходства, однако, между постановками крайне мало. У иркутян она легкая и взрывная, полная экшена. У братчан – более глубокая, направленная на осмысление эмоций и переживаний героев.

В название спектакля «Бешеные деньги» вынесена его главная мысль. Под «бешеными деньгами» понимается богатство, над накоплением которого не приходится работать, получаемое легко и просто. Основная масса героев постоянно в поиске именно этих самых «бешеных денег». И, как и в жизни, на этом поприще кому-то может повезти, но вероятность крайне мала. В итоге лишь некому Глумову (светскому интригану) повезло – он находит богатую пожилую даму, и в надежде на наследство становится ее личным секретарем. Остальные же персонажи остаются, можно сказать, у разбитого корыта.

***

Надо сказать, что сразу же после премьеры «Бешеных денег» в Братске БДТ принял участие в фестивале национальных театров, который проходил в Улан-Удэ. Своими впечатлениями о поездке поделился режиссер Олег Кравзе:

- Принимали хорошо. «Бешеные деньги» получили отличные отзывы как от публики, так и от профессиональных критиков, наших коллег из других театров. А поскольку фестиваль имел национальный оттенок, к которому мы никакого отношения не имеем, то БДТ участвовал вне конкурсной программы. Лишь демонстрационный показ.

- Почему вы выбрали для премьерной постановки именно пьесу Островского?

- Проблемы, которые раскрывают «Бешеные деньги», актуальны и сейчас. Падение нравов, желание легкой наживы – с этим современный человек сталкивается каждый день.

- Вы внесли в пьесу довольно много режиссерской правки. Почему?

- Многие выражения и слова в ней устарели. Поэтому кое-что пришлось либо изменить, либо удалить вовсе.

***

В заключение осталось добавить, что спектакль «Бешеные деньги» был включен в основной репертуар театра. Это значит, что его будут демонстрировать в течение всего нынешнего сезона и, возможно, продолжат в следующем.

Роман Августовский, фото автора