ПАГАНИНИ С БАЛАЛАЙКОЙ

 

Практически никто в XXI веке не ассоциирует русские народные инструменты с чем-то серьезным. Мол, настоящую музыку в современном мире делают гитары, ударные, синтезатор. Но остались еще истинные фанаты классических отечественных инструментов, способные доказать, что это не так. Ярким примером является Алексей Архиповский, буквально покоривший весь мир своей виртуозной игрой на балалайке. Недавно мэтра трехструнки признали лучшим в мире исполнителем на этом, казалось бы, простейшем народном инструменте. А многие критики даже сравнивают его игру с непревзойденным мастером гитары Джимми Хендриксом.

В минувший вторник Архиповский выступил на сцене иркутской филармонии со своей новой программой «Insomnia», что в переводе значит «Бессонница». Честно говоря, я, ранее не знакомый с творчеством прославленного балалаечника, не ожидал ажиотажа со стороны местной публики. И, как оказалось, зря. Видимо, многие иркутяне прежде уже слышали игру музыканта – зал был забит до отказа! Работникам филармонии даже пришлось выставить дополнительные ряды стульев, а особо упертые, которым не хватило места, выстраивались вдоль стен.

Наконец прозвучал гонг о начале концерта, зрители успокоились, а на сцену поднялся тот, ради кого здесь все собрались. Алексей не стал тратить драгоценное время на приветствие публики, а сразу же взялся за дело. Не прошло и пяти минут, как зрители пришли в полный восторг, а я понял, что на балалайке действительно можно сыграть не только «Светит месяц, светит ясный», но нечто более серьезное.

Чего только музыкант не выдавал из своего инструмента! Академическая классика, джаз, блюз, фламенко, русский фольклор – все это смешивается в потоке неудержимой и темпераментной импровизации. Несколько раз я даже с удивлением узнавал знакомые попсовые мелодии, не сходящие сейчас с чартов радиостанций и музыкальных каналов.

Единственным огорчением для зрителей и журналистов стал полный запрет на фото- и видеосъемку. Как пояснили сотрудники концертного зала, Алексея Архиповского, в отличие от других музыкантов, артистов и шоу-менов, это сильно отвлекает и сбивает с творческого настроя.

Не смотря на то, что за весь концерт балалаечник не произнес ни слова (такого прежде мне никогда не встречалось), во время своих выступлений он активно работал на публику: закидывал свой трехструнный инструмент за спину в духе хэви-металл рокеров, играл одной рукой, мимикой изображал различные эмоции – в общем, показывал полноценной шоу. Архиповский смог реабилитировать русский народный инструмент, считающийся давно устаревшим, во всяком случае, как казалось мне.

Не успели зрители оглянуться, как концерт пролетел. К большому и всеобщему сожалению…

 Станислав Августовский