ЕВГЕНИЮ РОМАНОВУ ВАУЧЕР ДО СИХ ПОР ПРИНОСИТ ТВОРЧЕСКИЕ ДИВИДЕНДЫ

 

От редакции. У истории, которую мы расскажем чуть ниже, есть своя предыстория. Как знать, возможно, не менее интересная.

В далеком 1991 году наше агентство участвовало в организации фотовыставки известного местного фотохудожника Виктора Петухова. По тем временам, когда все было в диковинку и при этом ничто не могло удивить, работы Виктора были настоящим прорывом в фотоискусстве. До него ничего подобного просто не было. И дело было не только в уникальной авторской технике (фотографии наносились на полотно), но и в стилистике, сюжетах… Увы, серьезного резонанса выставка не вызвала. По завершении ее часть работ Петухова оказалась в нашем агентстве и зажило своей жизнью. Одна из фотокартин сейчас висит в нашем отделе рекламы. Любопытные посетители часто рассматривают ее. Порой задают вопросы. Разные. Но чаще всего: «А кто это?». А мы сами только недавно узнали, но вам расскажем. На снимке Евгений Романов, одна из моделей фотохудожника Виктора Петухова. Самое удивительное то, что Е. Романов теперь и сам весьма известный фотохудожник. Кстати, с его работами можно познакомиться на сайте http://evgenyromanov.fishup.ru. Сейчас Романов живет в Дании. Мы с ним связались и побеседовали.

***

- Расскажите немного о себе.

- Родился я в поселке Наратай. А в Братске у меня было много родни, и я перебрался туда после десятого класса. Практически сразу поступил учеником в фотоателье и начал познавать азы. Понял, как общаться с заказчиками, правильно выставлять свет, изучил отличия между портретными и групповыми снимками. Но основная моя задача была помогать мастеру в его работе.

Одновременно, я посещал специальные семинары по фотографии. В то время их вел Олег Иванович Уникаускас. Таким образом, с одной стороны заряжался практическими знаниями, с другой – теоретическими. 

- А почему решили заниматься именно фотографией?

- Это семейное. Отец был большим любителем, в доме всегда было все, что нужно – увеличители, ванночки, проявитель. Папа, кстати, и подарил мне мой первый фотоаппарат – на 16-летие, это был «Зенит», модель по тем временам очень дорогая.

Сейчас, с появлением цифровых технологий, конечно, многое изменилось. У фотографов стало больше возможностей, в первую очередь в этом помогают различные графические программы.

- Занимались ли еще чем-либо параллельно обучению в ателье?

- Первое время нет, ждал призыва в армию… Там, кстати, очень пригодилось мое умение – через три месяца после начала службы начальство определило в фотолабораторию. Делал репортажные снимки о солдатской жизни для газет и различных «красных уголков». После возвращения в Братск закончил обучение в студии и получил профессиональный разряд – четвертый, по-моему. Одновременно начал серьезно занимался танцами.

- Когда же вы решили покинуть Братск и почему?

- Первый порыв был еще до развала Советского Союза… Как-то узнал о ленинградском институте культуры и очень загорелся идеей поступить туда – на факультет фотографии. Уволился, бросил все и махнул туда. Однако, как оказалось, свободный набор в институт был открыт не для всех. Пришлось вернуться обратно.

Затем развалился Союз, и вместе с этим наша студия оказалась нерентабельной. Сменил массу профессий, правда, все так или иначе были связаны с творчеством – работал в цирке, в театре, выступал с собственными танцевальными номерами.

- И все-таки уехали?

- Через некоторое время я просто понял, что в Братске меня ничего не держит. Тогдашняя работа в театре начала превращаться в рутинное зарабатывание денег, не более… Сложил чемодан и уехал в Питер.

- И как вас приняла северная столица?

- Пришлось изрядно помыкаться: мои надежды на то, что первое же танцевальное клубное шоу примет меня с распростертыми объятьями, оказались лишь надеждами. Но в итоге все-таки попал в одно шоу-кабаре на Невском проспекте – проработал там до 2001 года. Повезло, что хореографом и одним из моих партнеров по сцене был Егор Дружинин (известный московский хореограф, сыгравший Васечкина в фильме «Петров и Васечкин»). Егор помог получить более серьезные роли – в спектаклях «Маска» и «Четыре комнаты». Впоследствии наша труппа поработала и на телевидении – в проекте «Старые песни о главном».

- Однако, все-таки вас знают больше как фотохудожника… Как вы вернулись к съемкам?

- Началось с того, что я купил первую свою «зеркалку» - они тогда только начали появляться… И записался на компьютерные курсы, чтобы освоить такие программы как «Photoshop» и «Corel draw». И фотография меня вновь затянула, комнатка в коммуналке стала мини-студией. Но свою танцевально-гастрольную деятельность я тоже не прекращал, выступая во многих странах…

- И тут, видимо, мы подходим к тому, как вы попали в Данию?

- Именно. Мне предложили контракт на работу в Дании с возможностью там остаться. Приятная местность, богатая земля: вот сегодня собираемся в лес за орехами. На прошлых выходных набрали много белых грибов, на побережье можно собирать мидии.

Впрочем, мой основной доход до сих пор от фотографии – каждые три месяца езжу в Петербург, там все мои заказчики.

- А в Дании не пытались найти работу фотографа?

- Конечно, пытался, но для приезжего это почти невозможно! В первую очередь дают работу своим. При этом местные рекламные агентства гораздо хуже наших. Снимки полны недопустимых ошибок, которые нормальный рекламный оператор никогда бы не сделал. Руки бы им пообрывать.

- Видел на ваших снимках известных людей, в частности, сессию с Никасом Сафроновым. Трудно ли было с ним работать?

- Случилось так, что меня порекомендовали Ираде Вовненко, искусствоведу и писательнице. Ей нужна была совместная фотоссесия с Никасом Сафроновым, который иллюстрировал ее книгу. Работать с ними оказалось очень приятно.

- Еще каких-либо знаменитостей снимали?

- Да, но вероятно, вы о них не слышали… Это люди из питерской и московских тусовок.

- Какой у вас любимый фотожанр?

- Эротика-фэнтази. С этим связана интересная история, она произошла во время ваучеризации. Так получилось, что денег у меня не было вообще, даже на еду… И я продал свой ваучер за 7 тысяч. Иду, смотрю, что прикупить на обед, и вижу в киоске очень интересную вещь – альбом Бориса Валеджио (гуру фэнтази-фото). Для меня это был культурный шок: таких картин я в жизни не видел. Стоил тот альбом ровно семь тысяч. Купил вместо обеда и не пожалел. Валеджио стал для меня одним из кумиров – и я начал работать в его технике. Так вот выгодно вложил ваучер.

И второй любимый жанр – портретная съемка.

- Вы многое попробовали, но кем сами себя считаете: фотографом, танцором, еще кем-то?

- Для танцев уже староват – все-таки 45 лет. Хотя, конечно, могу быть хореографом и преподавателем… Фотографом, скорее всего.

- Можете ли вы выделить свои основные творческие успехи, неудачи?

- Я над этим не задумываюсь, так как считаю, что и успехи, и неудачи приносят в первую очередь жизненный опыт. Именно с его помощью можно дальше развиваться и реализовываться.

- А чего хотите добиться?

- Открыть свою рекламную студию и показать датчанам, как надо правильно работать.

***

В заключение нашего разговора Евгений сообщил, что постарается приехать на малую Родину. Возможно, через год.

Вопросы задавал Роман Августовский

Фото А. Кривцова, Е. Романова