ОДНА И МИР НАПРОТИВ

 

Новый роман Дины Рубиной  «Почерк Леонардо» многими критиками признан лучшим в её творчестве. Но эта книга, помимо очевидных достоинств, открывает новые грани. В «Почерке Леонардо» отчётливо слышится нехарактерный для творчества Рубиной мистический мотив.

Хотя писать о книгах Дины Рубиной – задача не простая. О чём бы ни была новая книга, набор слов рецензента о ней будет, по большому счёту, одинаков. Книга написана так, что каждую фразу – хоть облизывай? Да. Одни из главных героев книги – это города с их особой атмосферой, запахами, цветами, людьми и пространствами? Да. «Почерк Леонардо» – это множество колоритных эпизодических персонажей и сюжетных линий? Да. Среди героев книги обязательно будут музыканты, да и сама музыка будет звучать из каждой главы? Да.

А всё начинается с того, что жила-была девочка, которая умела писать «почерком Леонардо»: то есть зеркально. Этим умением способности не ограничиваются – дар читать мысли других и знать будущее (по легенде, девочка – внучка Вольфганга Мессинга) делает героиню чужой для этого мира. Потому нет от этого дара никакой радости – только и жди беды. И что с этим делать? Ответ даёт один из очень немногих друзей героини:

«– Для чего я? 

И он в ответ не улыбнулся, как обычно. У него сжалось сердце.

– Наверное, для того, - проговорил он, помедлив, - чтобы показать, какими люди могут быть».  

А девочка оканчивает цирковое училище, выступает в различных шоу, изобретает свои «зеркальные» аттракционы. И шлейф необъяснимых событий тянется за героиней, куда бы её ни заносило. Цирк здесь – не случаен. Ведь в традициях цирка давать работу и приют тем, кто не такой как все.

И вот думается, что «Почерк Леонардо» – это не только история о странной женщине, которой не нашлось здесь места. Не о ведьме, которая видела мир с той стороны зеркального стекла, или наоборот: это мир видел девушку не такой, какой она была на самом деле. «Почерк Леонардо» мне видится книгой об одиночестве. О несовместимости нормы и тем, что за её пределами. И даже, утверждает «Почерк», о том, что Божий промысел не всегда от любви. «Почерк Леонардо» – долгий и нескучный развернутый комментарий к фразе Хайнлайна «Чужой в чужом краю».

Сергей Анисимов