ВЫ СЛЫШАЛИ, КАК ПОЕТ «ПАДУН»?

 

Мы уже неоднократно рассказывали о том, что в сети существует необычный проект, который поддерживает братчанин Сергей Тютюньков. Посвящен он целиком и полностью изучению такого феномена советских времен, как вокально-инструментальные ансамбли. Причем не в глобальном смысле, а на местном, так сказать материале, на примере Братска.

Нам удалось встретиться с владельцем сайта http://via70.ru и задать ему несколько вопросов.

***

- Когда и как появился ваш сайт?

- Официально сайт появился год назад, но материал я начал собирать года четыре назад, причем неосознанно. Непосредственно на создание сайта натолкнула мысль – я слушал детские и юношеские песни, и вспомнилась мне одна красивая, которую пели «Червоны гитары» - «Анна Марья». Ее перепевали ВИА «Падун». Услышал я ее, когда мне было около 16 лет, и учился в братском музыкальном училище. Крепко засела она в душу, спетая именно на русском языке, а не на польском. И стал я упорно искать эту композицию в Интернете, но нигде не нашел ее на русском языке и в исполнении братского ансамбля в частности.

Поэтому и решил восстановить историю братских ВИА, иначе она совсем канет в Лету. Так и появился сайт.

За помощь, оказанную при его создании хотел бы поблагодарить: Владимира и Татьяну Черногор (Санкт-Петербург), Евгения Якушенко (Ангарск), Сергея Котикова (Швеция), Бориса Полякова (Израиль), Александра Кармана (Германия) и братчан Олега Матаева, Александра Шкурченко и Максима Жебелева.

- А по какому классу обучались в музыкальном училище?

- Я учился на народном отделении по классу баяна. В то время многие будущие музыканты в училище выбирали именно баян, в том числе и известный братский гитарист Сергей Гурьев.

- Ваша музыкальная карьера так и не сложилась?

- Моя – нет. Когда я был подростком, преподаватель меня спрашивал, на чем бы я хотел играть. Я планировал пойти на гитару, но он меня переубедил, сказав, что гитара – это все не то, наносное, учись на баяне – вот это вечная музыка. А когда я был еще молод, на одной из вечеринок в училище играл Гурьев. Как на него смотрели девчонки, мне в душу глубоко запало, хотя в нем не было ничего особенного: обычный пацан, но хорошо играющий на гитаре. Желание играть так же было просто огромное, но музыкант из меня так не получился.

- Зачем вам нужно возвращать эту память? Тем более в современных реалиях, услышав эти плохо сведенные композиции можно сильно в них разочароваться?

- То, что можно разочароваться – сущая правда. Когда я услышал недавно записи тех лет, то поразился насколько все в них просто, и даже примитивно. Но, наверное, это ностальгия. Песни все же были красивые. А вот «Падун» были вполне профессиональной группой. Я прекрасно помню, как они выступали в ДК «Лесохимик» (ныне «Формула»), давая замечательные концерты. Без «Падуна» не обходился ни один праздник.

И сайт сделан именно для того, чтобы доказать молодежи, что не всё в семидесятые годы было плохо. Так же своей страницей в Интернете, я пытался побудить сверстников (кому за 50) вспомнить и посмотреть на полках музархивы. Например, я сам недавно нашел у себя в гараже запись ВИА «Лель» - «Снова гаснут ночные огни». Я уверен, что у многих взрослых людей остались записи тех лет.

А когда я не могу найти какую-то конкретную песню, то приглашаю своих товарищей Андрея Бырк и Владимира Шакурова. Я вспоминаю и напеваю ее, а они уже за пару-тройку месяцев записывают. Так мы, например, сделали песню, которую я уже упоминал выше, «Анна Марья».

- Что за люди посещают ваш сайт?

- Изначально, когда он только создавался, то не рассчитывался на большое количество посетителей. Я прекрасно понимаю, что наше поколение далеко от компьютеров. Но на сегодня у меня зарегистрировано более 80 человек. Это немало. Я заходил на порталы таких популярных ВИА как «Самоцветы» и «Песняры», и с удивлением обнаруживал, что и у них число постоянных посетителей не многим больше, и это при всей их известности. Так что и от своего сайта я не ожидал чего-то чрезвычайного. Рассчитывал только на то, что люди, иногда заходящие ко мне, вспомнят такие популярные в Братске группы, как «Садко», «Лель», «Падун», «Времена года» и поделятся своими воспоминаниями.

В то время большинство местных музыкантов часто переходили из одной группы в другую. Я даже пытался отследить эти перемещения, но это оказалось довольно проблематично. Но были и такие, кто играл в одном коллективе сначала до конца. Например, Владимир Черногор, ударник «Падуна». А в ту пору для меня расклад музыкантов был такой: Черногор, Маккартни, Леннон. Один уровень. И так считал не я один.

- Вы с таким пиететом вспоминаете Черногора. А кто-нибудь еще из братчан, добился успехов в музыкальной жизни?

- Конечно. Тот же Евгений Якушенко («Баргузины»), до сих пор создающий музыку. Сейчас мы с ним готовим в Интернете страничку о рок-поэме «Братская ГЭС». Евгений в свое время написал ее на стихи Евтушенко. В середине семидесятых все ВИА ударились в написание рок-поэм. Так, к примеру, «Песняры» написали «Гусляра», «Поющие гитары» - «Орфея и Эвридику». Ну а «Баргузины» предпочли спеть о том, что к ним ближе. И тут сказались несколько факторов. Во-первых, поэма про ГЭС – очень социальная тема, а во-вторых, Якушенко все-таки земляк Евтушенко.

- На вашем сайте стоит возрастное ограничение для посетителей. Почему вы не жалуете молодежь? Что они не адекватно реагирует на старую музыку?

- Бывает, молодежь в день на сайте по 20 отзывов оставляют, но это или спам какой-то, или глупости. Очень редко кто напишет что-то действительно полезное.

- Помогает ли вам это увлечение в жизни? Может, стоило бы сосредоточиться на собственном бизнесе?

- Я человек не из современного мира. Мне совершенно не нравится новое искусство, поэтому музыка семидесятых для меня – душевная отдушина. Особенно меня удручает, когда вбиваю в поисковик запрос «советские ВИА», а в ответ приходят ссылки с упоминанием одной только группы «Виа гра». Девушки, конечно, красивые, но музыкой то, что они исполняют назвать нельзя.

У меня мечта найти записи «Садко», «Падуна» и других местных групп. Наверняка, у кого-то они сохранились. У самого была когда-то кассеты со всеми записями «Садко» в неплохом качестве, а я их стер и записал зарубежную музыку – теперь с ужасом об этом вспоминаю. А недавно встретил руководителя «Садко», однако, его прошлое не волнует. Одна отговорка – все записи выкинул.

- Может, когда он играл, то мыслил себе другую жизнь? Думал, что добьется чего-то большего?

- В те годы никто даже и не мог подумать, что с помощью музыки можно разбогатеть. Максимум что можно было – это с девочками подружиться и выпить нахаляву бутылку «Агдама».  Но, почему-то некоторые люди совсем не хотят возвращаться в прошлое. Это неправильно…

- Нам остается, надеется на то, что вы все-таки найдете единомышленников, если не в Братске, то за его пределами и на вашем сайте появятся новые и интересные материалы.

Вопросы задавал О. Мартов,

фото автора