СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИКУ

Вот и прошел Новый год. А вместе с ним и несколько занимательных и давно ожидаемых кинопремьер. Нашумевший «Аватар» (http://pressmen.info/art/52_9_avatar.htm), «Черная молния» и, конечно же, «Шерлок Холмс» от знаменитого английского режиссера Гая Ричи.

Непонятно зачем в русский прокат новый фильм о сыщике пустили 31 декабря – слабо вериться, что в канун праздника люди толпами ломанутся в кинотеатры. Но зато в первые дни 2010, посмотреть на работу Гая Ричи отправились очень многие. Поскольку я являюсь поклонником творчества Конан-Дойла и всегда был в восторге от игры Ливанова и Соломина в нашем отечественном сериале, то пройти мимо такого события просто так не мог. К тому же очередную сагу о Холмсе и его товарище доктора Ватсоне (всего про них снято порядка двух сотен фильмов на протяжении сотни лет) снимал не абы кто, а гуру современного кинематографа. Правда, прославился режиссер на несколько ином поприще - «конек» Ричи – это фильмы про английских гангстеров («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и, ставший не менее популярным, «Рок-н-рольщик»).

Что сказать про новое творение? Современным подросткам, которые никогда не брали в руки книги Конан-Дойла или не видели более ранние постановки про сыщика, фильм, бесспорно, покажется удачным. Ну, еще бы – ведь здесь Холмс предстает эдаким рубахой-парнем: и подраться всегда готов, и за злобным лордом, восставшим из своей могилы по всему Лондону побегать, и даже свадьбу друга развалить, лишь бы не остаться в квартире на Бейкер-стрит одному, попутно совмещая это с изрядной долей английского юмора.

И никто не поспорит, Роберт Дауни-младший действительно хорошо сыграл свою роль. Но вот более старшее поколение вполне может и проявить здоровый скептицизм: где же тот истинный джентльмен, к которому так привыкли, а не нынешний супергерой, только и успевающий крушить все на своем пути? Но 21 век – эра спецэффектов в кинематографе, поэтому даже, казалось бы, неизменный облик чопорного мистера Холмса приходиться подстраивать под новые реалии, наплевав на оригинал. Более-менее правильно подобранный образ здесь у доктора Ватсона (актер Джуд Лоу): такой же исключительно аристократичный, образованный и интеллигентный. Единственное, что можно упомянуть, Ватсон, как и его друг Холмс, наделен непонятным желанием начистить злодеям морды в уличных потасовках (напомню, что в оригинале он особой кровожадностью совсем не выделялся).

Образ старого Лондона в «Шерлоке Холмсе» удалось воссоздать очень хорошо. Мощеные улицы, уютные особнячки, «кэбы» и строящийся разводной мост через Темзу полностью погружают нас в атмосферу, описанную еще в книгах автором. А дополнительные плюшки, как например, сваливающийся в реку с верфей здоровый корабль только помогают больше втянуться в процесс просмотра.

То, что в конце фильм ненадолго появляется извечный противник сыщика, профессор Мориарти (напрямую с сюжетом он никак не связан) лишь намекает нам о том, что Гаю Ричи явно пришлась по душе новая картина и с почти полной уверенностью можно ожидать сиквел.  

Станислав Августовский