«Волкодав»: а не замахнутся ли нам на Питера нашего, Джексона?

 

Уже стало хорошей традицией в российском кинематографе выпускать под Новый год фильм отечественного производства, широко разрекламированный и оттого ожидаемый зрителем. На этот раз, на экран вышла лента «Волкодав», фэнтази-боевик по мотивам книг писательницы Семеновой. Снова экранизация фантастического произведения. Мне, в общем-то, такой жанр нравится, поэтому решил сходить в «Чарли», где «Волкодав» шел уже около недели. Странно, но в зале почти не было зрителей, то ли все уже посмотрели (что вряд ли), то ли народ еще дома праздновал. А может, последний сеанс не все любят, слишком поздно завершается фильм - возвращаться потом только на машине, если живешь не рядом с кинотеатром.

«Волкодав» интересен хотя бы потому, что фильм самый большой долгострой в нашем кинематографе - первое упоминание о нем было очень давно, в 2004 году, если не ошибаюсь. Сроки выхода на экраны неоднократно менялись, и то, что предстало нашему взору, на самом деле является «Волкодав. Версия 2.0» потому, что первые съемки сорвались. От той попытки осталось лишь несколько камбоджийских летучих лисиц. Впоследствии одна из них и сыграла Нелетучего Мыша, карманного зверька Волкодава.

Еще один рекорд среди российского кинематографа, помимо сроков, это бюджет. С каждым новым выпущенным блокбастером он растет - на это раз ушло почти 20 миллионов долларов, из них на производство картины чуть больше 10 миллионов, остальное на рекламную компанию.

Фильм предельно серьезен, рубка на мечах с непроницаемым выражения лица. Жестко. Единственная шутка была лишь во вспомогательном эпизоде - встреча с жителями болот. Да шутка та еще - Нина Усатова, предводительница болотного народа врезает здоровой палкой-скипетром своему подручному между ног. Закатывание глаз, падение…

Фильм можно сравнить с трилогией Толкиена - это наиболее близкий кино-аналог. Надо сказать, что некоторые герои очень похожи с персонажами Питера Джексона. Например, Жадоба - главный злодей, почти полная копия назгула - темного всадника из «Властелина», сам же Волкодав из рода серых псов напоминает Арагорна, только без стремления вернуть трон, все же бывший раб и не быть ему королем. А характером очень схож - такой же молчаливый, грозный и предпочитает суровую сталь колдовским штучкам.

Основные шишки, которые сыплются на режиссера фильма от недовольных, сводятся к тому к тому, что все слишком поверхностно. Не прописаны характеры важных героев - друзей Волкодава, которых он спасает одного за другим - девушка-служанка, мудрец Тилорн и Эвриха-музыканта. Да, надо признать хронометража фильма просто не хватает для этого, вообще много из оригинальной книги Семеновой упущено. Однако, было просто нереально втолкнуть в фильм всю ее историю, это надо было снимать как Питер Джексон - на три серии. Поэтому персонажи, важные для сюжета и получились немного безликими. Возможно, стоило сократить количество действующих лиц и эпизодов с их участием.

Впрочем, все это мне показалось мелочами. Не понравилось другое - постановка битв на мечах, в сплошном мельтешении невозможно ничего понять. Чтобы как-то это объяснить, введен в сценарий «волшебный порошок», используемый Волкодавом, он дает огонь и дым.

Все сказанное относится, в основном, к первой половине фильма. Ближе к развязке начинаются спецэффекты, вот тут режиссер развернулся, сразу стало понятно зачем «Волкодаву» такой бюджет. Отлично удались боги этого мира - их не стали очеловечивать, а преподнесли как квинстенценцию стихий. Темная богиня, со служителями которой Волкодав и разбирался на протяжении всего фильма оказалась существом состоящим из огня и камней, светлый - ветер и свет. Опять же в финале, исчезают лишние персонажи, все предельно логично.

Фильм хорош, для затравочки есть динамичное начало - разборки с обидчиком семьи главного героя Людоедом, затем основная сюжетная линия и яркий финал. «Волкодав» брутален - кровь тут льется рекой, и все это смакуется. Оператор очень старается показать рваную рану, залитое кровью лицо героя и ужас на лицах его спутников (бывает немного преувеличенный). Для жанра фэнтази это важно.

В общем, получилось хорошо. Для сравнения недавно вышедший американский «Эрагон» стоил студии 120 миллионов долларов, у нас же сделали за десять, а при этом смотреть «Волкодав» намного интереснее.

Роман Августовский

Снимки с kinokadr.ru