УМЕРЛА, ТАК УМЕРЛА…

 

Валентин Распутин вновь в Братске. Официально. Хотя у него много поводов приехать в наш город без всякой помпы: здесь живут и похоронены самые близкие ему люди. Чуть менее года тому назад писатель в битком заполненом театрально-концертном зале ТРК «Братск» встречался со своими читателями (http://pressmen.info/art/40_07_raspytin.htm), а в этот раз тоже появился по значительному поводу. Братский драматический театр поставил спектакль по повести Валентина Григорьевича «Последний срок», и местные культурные деятели решили пригласить писателя на его просмотр. Забегая немного вперед, замечу, что уж лучше бы они этого не делали.

Кстати сказать, за минувший год в Братске Распутина ставят уже второй раз. До этого студия «Шар» показала нам спектакль «Уроки французского» (http://pressmen.info/art/45_08_shar.htm). Тогда же, под занавес режиссер Ольга Головина рассказала собравшимся в зале, что она очень бы хотела получить из уст автора благословение на дальнейшую жизнь этой постановки. Тогда этого не случилось, а сейчас вряд ли кто рискнет повторить не очень удачный опыт Братского драмтеатра.

Но вернемся к истокам. Театральный сезон в общем-то уже давно закончился, многие актеры в отпусках, театр работает только для детей, но ради такого случая решено было продемонстрировать товар лицом. А, собственно, какой случай? Да группа московских кинематографистов решила снять документальный фильм об известном сибирском писателе, и тут как нельзя кстати пришелся спектакль в провинциальном театре города, в котором живут люди, стершие с лица земли малую родину В. Распутина, но тем самым вдохновившие его на самый пронзительный литературный труд - «Прощание с Матерой».

Такой сюжетный ход грех было не отыграть. Вот и прибыл в Братск триумвират в составе самого писателя, его издателя Геннадия Сапронова и критика Валентина Курбатова. Их сопровождали киношники, чиновный люд и духовные лица. До спектакля гости успели побывать то там, то сям. И события развивались вполне благостно. Да и начало спектакля ничего дурного не предвещало: зал был полон как никогда, разве что в воздухе чувствовалось напряжение: не каждый день здесь перед знаменитым писателем разыгрывают сцены по мотивам его произведения. Кстати, постановку осуществил Олег Кравзе (http://pressmen.info/art/14_08_kravze.htm), который после некоторого отсутствия вернулся в родные стены. Но самого режиссера не было видно ни в зале, ни на поклоне…

Спектакль получился длинным, впрочем, как и сама повесть. Напомню содержание. В глухой деревне умирает старуха. Попрощаться с ней съезжаются уже взрослые дети, но не все. А матери неожиданно становится лучше. Не дождавшись печального конца, городские разъезжаются по домам, чтобы на следующий день узнать – мать все-таки умерла.

Режиссеру пришлось пожертвовать большей частью литературного труда, иначе представление затянулось бы до утра. Ампутированными оказались те эпизоды, в которых не было динамики (почти все детские воспоминания Люси, значительная часть разговоров старухи с Миронихой), словом, то, что и создало известность Распутину: самобытность языка. Зато была добавлена динамика в сценки мужских посиделок за бутылкой, танцы и песни.

Мне уже приходилось замечать, что у нас все-таки драматический театр, а не музыкальный, и уж тем более, не ансамбль песни и пляски, но местные режиссеры упорно заставляют актеров пускать в ход именно эти свои таланты. Но, откровенно говоря, в этом спектакле все это не выглядело чрезмерно. Более того, на мой взгляд, это была одна из лучших работ, виденных мной в БДТ. Особенно как-то прибавил исполнитель роли главного героя Михаила – Виктор Головин, который за последние месяцы сильно изменился не только внешне, но и, как мне кажется, внутренне. Впрочем, и остальные выглядели гармонично, хотя все шло не без накладок, видимо сказывалось волнение от присутствия стольких важных лиц, но зрители (наших считаю самыми лучшими) пытались поддержать актеров, радовались удачным шуткам, понимающе относились к мужским устремлениям…

Тем неожиданее оказался финал. После продолжительных аплодисментов на сцену поднялся Валентин Распутин и фактически отказался от спектакля. Особенно его покоробили сценки мужских посиделок за бутылкой, которые, кстати вызвавли в зале наибольшее оживление. Выплеснув наболевшее, Валентин Григорьевич напоследок все же заметил, что он, возможно, избалован вниманием к нему крупных театров, что, конечно же, режиссер вправе по-своему прочесть литературный материал, но эти оговорки уже ничего не могли изменить. Зрители поняли, что увидели не совсем «Последний срок» В. Распутина. А кое-кто (в том числе и я) в этом и убедился, перечитав после спектакля повесть.

Тем не менее аплодисменты отзвучали, цветы были вручены. И самый шикарный букет из рук писателя перекочевал в руки исполнительницы роли Варвары – О. Ленец.

В заключение все-таки случилась маленькая сенсация. Заместитель министра культуры Иркутской области сообщил, что спектакль братской труппы покажут таки в рамках Вампиловского театрального фестиваля. Будет ли эта та же самая постановка или режиссер учтет сделанные замечания, мы скоро узнаем.

Меж тем почти все зрители покинули зал, и только в углу сцены, на подмостках, где еще несколько минут назад кипели театральные страсти, известный писатель подписывал одну за другой свои книги, которые предусмотрительные братчане захватили с собой.

Олег Августовский,

фото автора